текст александры кукулиной
Подготовила Мария Русанова
Американские эссе и российские сочинения: сходства и различия
Чем отличаются американские эссе от наших сочинений? Как может помочь подготовка к американскому экзамену написать ЕГЭ по русскому языку? Об этом и много другом нам рассказала Аля Кукулина, ученица 10 класса одной из московских школ. Она успела несколько лет поучиться в американской школе, а потом специально занималась с преподавателем написанием англоязычных эссе.
Аля кукулина
«
В США, как и в России, есть унифицированные выпускные экзамены, которые называются SAT. В хорошие американские университеты большой конкурс, поэтому, чтобы туда поступить, нужно сдать экзамены на очень высокие баллы. Школьники начинают готовиться к SAT очень рано. Хотя я в итоге решила не сдавать выпускные экзамены в США, в течение одного учебного года всё же готовилась к сдаче эссе в рамках SAT ещё в 7 классе с частным преподавателем — американской аспиранткой, у которой был опыт работы в старшей школе.

Могу предположить, что у американских и российских школьников, имевших опыт подготовки к эссе в рамках SAT, впечатления могут отличаться от моих: и потому, что они готовились с другим преподавателем, и потому, что делали это позже, а не в 7 классе, а ещё потому, что, в отличие от меня, всё-таки сдавали SAT.
Эссе SAT в рамках американской системы образования
Эссе SAT в рамках американской системы образования
Эссе — необязательная часть SAT, в отличие от российского итогового сочинения или ЕГЭ по русскому языку. Ни один колледж из «Лиги Плюща» сдачи такого эссе, кажется, не требует, хотя университеты отдельных штатов по-прежнему рассматривают документы только тех абитуриентов, которые сдали эссе в рамках экзамена.
Требования к эссе
Требования к эссе
Требования к эссе в SAT сильно отличаются от требований к итоговому сочинению в России. Российские гуманитарные ЕГЭ предполагают, что свои мысли нужно вписывать в четкий шаблон, используя ключевые фразы. Здесь меньше требуется аналитики, а больше запоминания и выхватывания «главных слов».

Хорошее эссе в SAT тоже должно следовать определенным требованиям. Но здесь меньше обращают внимание на использование конкретных фраз и структурных шаблонов из пособий для подготовки к экзаменам — хотя такие издания, конечно, есть и в США. Готовясь писать выпускное эссе, американские школьники осваивают не просто требования экзамена — в российском ЕГЭ они называются правилами написания настоящего академического или хотя бы научно-популярного текста. Школьники в Америке узнают о базовых приемах риторики в публицистике и спичрайтинге, учатся писать аналитические работы.

Эссе оценивается по трём критериям: навыки понимания текста, навыки анализа текста и качество собственного письма. Максимальное количество баллов, которое можно получить по каждому из критериев — 8, минимальное — 2. Получить три восьмерки очень сложно. На подготовку эссе даётся всего 50 минут. Желательный объем эссе — примерно две рукописные страницы. Для поступления в хороший колледж нужно получить минимум 6 баллов по каждому критерию.
Структура эссе SAT
Структура эссе SAT
В эссе SAT должно быть введение, заканчивающееся «тезисом», или «основным положением» (англ. thesis). Достаточно, если это введение занимает один абзац. В последнем предложении первого абзаца нужно в общих чертах описать проблему, которую вы будете исследовать в своей работе, и гипотезу.

Это как трейлер к фильму, который является «спойлером» по отношению к содержанию самого фильма: например, автор N хочет убедить нас в справедливости тезиса A, для этого он обосновывает своё мнение, используя приемы B, C и D.

После введения должно следовать минимум два основных (англ. body) абзаца, в которых будет обоснована ваша гипотеза. Первый основной абзац должен быть по смыслу связан с введением, а второй основной абзац должен быть связан по смыслу с первым. Каждый основной абзац должен начинаться с предложения, в котором в общих чертах будет изложена основная мысль этого абзаца. Свои обоснования нужно подкреплять доказательствами из текста с помощью цитат или парафразы — частичного пересказа текста.

В эссе обязательно должен быть вывод, где нужно обобщить все свои наблюдения. Вывод должен состоять минимум из одного предложения. В целом, можно сказать, что вывод это гипотеза + обоснование. Например: «Используя при презентации фактов различные риторические приемы, признавая существование противоположного мнения, хотя и оспаривая его, обращаясь к особому языку убеждения, автор N склоняет читателя к своей точке зрения»
Может ли помочь подготовка к SAT написать ЕГЭ по русскому или итоговое сочинение?
Может ли помочь подготовка к SAT написать ЕГЭ по русскому или итоговое сочинение?
Критерии и методики подготовки к SAT вряд ли могут помочь российским школьникам написать итоговое или сочинение в рамках ЕГЭ, но, пользуясь критериями SAT, можно научиться писать простые аналитические работы, в которых будут соблюдаться самые важные требования для академического текста.

Эссе в SAT, как и сочинение ЕГЭ, нужно писать о приведенном в задании высказывании или о тексте какого-то автора. Но в SAT требуется не просто рассказать о проблеме и о том, как к ней относится автор, но и объяснить, какие риторические и нарративные приёмы использует автор, чтобы убедить читателя в своей правоте.

Это объяснение должно быть достаточно развернутым и детализированным, с использованием специальной терминологии. Среди авторских приемов могут быть апелляция к контраргументу и ответ на него, опора на фактические данные, стилистические приемы — например, контраст, особенные грамматические формы, указывающие на общность читателя и автора (местоимения и глаголы в первом лице множественного числа — «мы видим, что…»). Автор может, например, лишь показать статистику, дав читателю возможность сделать выводы самому.

В американском выпускном эссе не требуется, как в российском итоговом сочинении, говорить о своем личном отношении и высказывать согласие или несогласие с автором, поскольку считается, что это никак не отражает аналитические навыки ученика.
Может ли опыт написания сочинения SAT помочь на уроках в российской школе?
Может ли опыт написания сочинения SAT помочь на уроках в российской школе?
Знания о принципах написания эссе по стандарту SAT помогают мне писать аналитические работы на уроках русского и английского языка, литературы, теории познания и обществознания. Я стараюсь использовать рекомендуемую в эссе для SAT структуру, хотя, как правило, несколько расширяю ту часть, которая называется основной (Body), она редко у меня составляет всего два абзаца. Кроме того, мои российские сочинения далеко не всегда предполагают работу на материале какого-то конкретного высказывания (цитаты), но являются ответом на поставленный преподавателем вопрос. Поэтому применение критериев эссе SAT здесь тоже ограниченно. Тем не менее, хотя меня могут вообще не спрашивать об авторских техниках и приемах, я обращаю на них внимание вне зависимости от того, идет речь о художественном или нехудожественном тексте.

Опора на структуру эссе SAT помогает мне более чётко и последовательно излагать мысли, так, чтобы читателю/проверяющему было легче воспринимать мой текст и видеть в нём ответ именно на тот вопрос, который был задан в формулировке темы.
»

Читайте также