Критерии и методики подготовки к SAT вряд ли могут помочь российским школьникам написать итоговое или сочинение в рамках ЕГЭ, но, пользуясь критериями SAT, можно научиться писать простые аналитические работы, в которых будут соблюдаться самые важные требования для академического текста.
Эссе в SAT, как и сочинение ЕГЭ, нужно писать о приведенном в задании высказывании или о тексте какого-то автора. Но в SAT требуется не просто рассказать о проблеме и о том, как к ней относится автор, но и объяснить, какие риторические и нарративные приёмы использует автор, чтобы убедить читателя в своей правоте.
Это объяснение должно быть достаточно развернутым и детализированным, с использованием специальной терминологии. Среди авторских приемов могут быть апелляция к контраргументу и ответ на него, опора на фактические данные, стилистические приемы — например, контраст, особенные грамматические формы, указывающие на общность читателя и автора (местоимения и глаголы в первом лице множественного числа — «мы видим, что…»). Автор может, например, лишь показать статистику, дав читателю возможность сделать выводы самому.
В американском выпускном эссе не требуется, как в российском итоговом сочинении, говорить о своем личном отношении и высказывать согласие или несогласие с автором, поскольку считается, что это никак не отражает аналитические навыки ученика.