ТЕКСТ АРИНЫ ПЕТРОВОЙ
Антон Долин: «В жизни нужно, прежде всего, с самим собой договориться»
Антон Долин: «В жизни нужно, прежде всего, с самим собой договориться»
«Кем ты мечтаешь стать, когда вырастешь?» — вопрос, знакомый всем нам с ранних лет. Кажется, будто школьные увлечения определяют наше будущее. А что если не обязательно иметь заветную мечту, чтобы реализоваться профессионально? Или не обязательно любить писать сочинения, чтобы через несколько лет стать автором известных изданий?

Кинокритик, журналист и главный редактор «Искусства кино» Антон Долин уверен: чтобы стать счастливым человеком, необходимо найти то, что заинтересует тебя по-настоящему. Не обязательно с 1 класса.
Фото: Нижегородская правда
О профессиональном пути
О профессиональном пути
— Чем вы интересовались в школе? Ваши увлечения помогли вам превратить хобби в профессию?
— Каждый человек — комбинация уникальных факторов: время, когда ты растешь и формируешься, спектр твоих интересов, способностей, возможностей. Я не уверен, что из детских интересов складывается что-то целостное.

Например, я всегда хорошо умел говорить, это никогда не вызывало у меня того стеснения, которое так часто случается у людей пишущих. А писать я как раз не любил, хотя у меня были неплохие сочинения в школе. Не любил просто потому, что неправильно держу ручку (до сих пор не могу переучиться), и писать длинные тексты для меня всегда было мучительно.

Когда я писал свой первый большой текст — это была дипломная работа на втором курсе — его потом перепечатывала моя девушка (ныне жена), или я его ей надиктовывал — в общем, чувствовал себя тогда очень некомфортно из-за необходимости писать много от руки. Потом в жизни случилась перемена: появилась программа Microsoft Word и я понял, что свою дипломную работу должен написать сам. Я сел набирать ее одним пальцем и к концу работы над ней уже умел печатать. Этот навык привел к тому, что я стал писать тексты. Это может звучать по-идиотски: по идее, должно какое-то вдохновение исходить изнутри, должны появляться какие-то мысли, образы — но нет. В моем случае это было тесно связано с техническим умением печатать.
— А как вы начали заниматься кинокритикой?
— Мое занятие кинокритикой — тоже случайность, по большому счету. Я всегда считал своим главным увлечением чтение и литературу, поэтому пошел на филфак. Вторым моим увлечением был театр: я был театральным подростком и бесконечно бегал на спектакли. На рубеже 80−90х театральная жизнь в Москве была ужасно интересной, а я мог попасть на любую постановку, стрельнув лишний билетик.

Кино меня интересовало не так сильно. Команда нашего класса несколько лет подряд выигрывала в викторине о музыке, театре и кино. Тогда я отвечал за театр, а кино знал хуже всех.

Потом я учился в институте. Это были девяностые годы, когда существовали зоны свободы от обязательного. Этим обязательным для меня на филфаке была литература, а зонами свободы — рок-музыка, которой я очень увлекался, и кино. Это было время пиратского кинопросвещения: на каждом углу стояли киоски, где штабелями были выложены кассеты с фильмами. Любое кино было доступно и возможно, и именно в это время я, как и вся страна, очень его полюбил.

В 1997 году я устроился на свою первую серьезную работу — на радио «Эхо Москвы». Я пошел туда вынужденно, потому что непонятно было, куда пойти работать выпускнику филфака. Учителем в школе я стажировался в университетские годы и уже тогда понял, что это тягостная судьба, хоть школьники меня и любили. Тогда я пошел попробоваться корреспондентом на радио. Моя способность говорить вслух и не бояться микрофона неожиданно там пригодилась. Выяснилось, что мои знания в области литературы, кино и музыки помогают мне, дают конкурентное преимущество: я могу говорить не только о событиях, происходящих в мире, но и, например, о новых фильмах. Поняв, что можно расширять свои возможности будучи журналистом, я послал запросы на рок-фестиваль в Гластонбери, где я всегда мечтал побывать, и на Каннский кинофестиваль.
Позитивный ответ из Гластонбери пришел слишком поздно для организации поездки, а из Канн — в самый раз, и меня туда отправили. Этот фестиваль взломал мой мозг и показал мне, каково это — посмотреть 40 фильмов за 10 дней, все в идеальной проекции, только оригинальный звук с субтитрами.
Я вернулся оттуда и решил, что на радио теперь буду рассказывать о кино и занялся этим серьезно.

Вот так все и началось. Это какой-то кривой, косой путь, в котором совершенно нет следов намеренной целеустремленности или мечты детства, которая постепенно с помощью тяжелого труда осуществляется.
О том, как и когда учиться писать
О том, как и когда учиться писать
— Что вы можете посоветовать тем, кто любит кино и хочет в этой сфере развиваться? Какие навыки нужно развивать?
— Нет никакого «нужно», есть только «можно». Если скажешь что нужно читать и развивать свой словарный запас, человек будет читать, ненавидя это. Может, это вообще не твое! В жизни нужно, прежде всего, с самим собой договориться и понять, что тебе нравится делать, чем ты хочешь заниматься. Когда ты это поймешь, надо прикладывать максимальные усилия к тому, чтобы научиться этому, а когда научишься — к тому чтоб этим начать себе зарабатывать на жизнь. Тогда ты будешь зарабатывать на жизнь тем, что тебе нравится, и станешь счастливым человеком. Вот и все.
Как вы заметили, в этой лестнице задач нет пункта «прославиться», потому что — скажу тривиальное — слава или известность совершенно необязательно приносят радость.
— Нужно ли специалистам в области искусства уметь выражать свои мысли?
— Вот был дирижер, которого все считают самым великим дирижером всех времен и народов — Вильгельм Фуртвенглер. Он был гением, но в интервью он себя вел почти как идиот: мычал, не мог ответить на вопросы, объяснить, как и что в его профессии работает. Зато когда он поднимал дирижерскую палочку, музыка звучала как ни у кого другого. Нет тут никаких слов, которые объяснят эту технологию, для этого необязательно уметь выражать свои мысли. Это полезный навык, он может вам пригодиться. Здорово, если у вас есть тот, кто может вас этому научить.

Вильгельм Фуртвенглер / Фото: classicalmusicnews.ru
— Школа в этом может чем-то помочь?
— Школа учит тебя разным вещам: какие-то из них пригодятся, какие-то нет. Но никому не дано знать будущего, не так ли?

В моей жизни школа сыграла решающую роль. Первая школа, в которой я учился до 7 класса включительно — с французским уклоном. Мне очень не нравился этот язык, я всегда был троечником, но так вышло, что именно благодаря этой школе у меня довольно хорошее французское произношение. Когда я стал много путешествовать, много читать по-французски, понял, что тот первичный навык, который мне давали со второго класса, мне очень пригодился. Во время учебы я совершенно этого не предполагал.

В моей второй школе я тоже учился не очень хорошо и считал, что все уроки — это бред. Тогда я делал какие-то доклады. Некоторые из них я до сих пор вспоминаю как опыт выступлений, который был мне очень полезен и важен в тот момент. Эти доклады были, конечно, внеклассными, необязательными. Они были чем-то менее важным, чем получить хотя бы тройку по химии или математике, зато сегодня химия или математика мне никак не нужны.

Моя вторая школа познакомила меня с самыми важными людьми в моей жизни: это мои учителя, соученики (не только одноклассники), друзья. МГУ, где я потом учился, я обязан намного меньше в этом плане, чем школе.
Если в школе ты впервые себя как-то проявишь, разве можно считать, что это малозначительный этап твоей жизни? Да это одно искупает все часы, которые ты проведешь, зубря какой-нибудь бред. Новые друзья, первая ночевка у одноклассника — каждый из этих опытов может быть не менее важным, чем годичная программа одного из школьных предметов.
Что касается моих детей, я пришел к совершенно не педагогичному выводу: от школы хороший родитель должен ожидать всего двух вещей. Первая — чтобы ребенку в школе было классно, чтоб он хотел туда ходить, а вторая — чтобы в школе ему не причинили никакого вреда в любом смысле этого слова. Если ребенок будет проводить время в школе с удовольствием, значит, он сможет вынести оттуда какие-то хорошие вещи: неважно, будет это курс каких-то предметов, интересные друзья, опыт социализации.

Любой опыт похож на осажденный город из известной старинной легенды, у нее есть много модификаций, но всегда один исход: великодушный полководец, который берет город приступом, разрешает жителям города, покидая его, вынести то, что они унесут на своих плечах, и каждый выносит то, что важно для него. Так же и с любым учебным заведением: вы вынесете только то, что вы захотите вынести. И никакой самый лучший учитель, никакая палочная система, никакой строгий родитель не заставят вас вынести другое.
Особенности работы кинокритика и жанра рецензии
Особенности работы кинокритика и жанра рецензии
— В чем особенности жанра рецензии?
— Я человек литературный, для меня рецензия сопоставима с жанром предисловия или послесловия и комментария к тексту. Когда я был маленький, я очень много читал, но предисловие, послесловие и комментарии всегда пропускал. Потом, когда мне было 14−15 лет, я осознал, зачем они действительно нужны. Настоящий прорыв у меня случился, когда я сел читать «Улисса»* Джойса. Я понял, что если не буду читать комментарии и предисловие, я просто ничего не пойму: получу удовольствие от музыки, слов и звуков, но не более того. Мне было оскорбительно читать книгу, но не понимать ее смысл. Так комментарии слились с книгой для меня в нечто целое. Даже сегодня я готов сказать, возможно, абсурдную мысль о том, что эти комментарии для меня не менее важны, чем сам «Улисс».
*«Улисс» — роман ирландского писателя Джеймса Джойса, пример модернизма в литературе. Одной из особенностей этого произведения является использование метода потока сознания — записи ассоциаций, воспоминаний и т. п., чаще всего не находящихся в логической или причинно-следственной связи.
Мы знаем, что есть в истории постмодернизма книги, которые полностью состоят из комментариев — «Бледный огонь» Набокова, например. Есть целые книжки с комментариями. Например, комментарий Лотмана к «Евгению Онегину» может доставить удовольствия не меньше, чем сам «Евгений Онегин».

Точно так же устроена рецензия. Она может быть предисловием, тогда это рецензия-анонс, которую ты читаешь до того, как смотришь фильм. Может быть послесловием, то есть подробным детальным анализом того, что ты только что посмотрел (так я, например, воспринимаю все рецензии журнала «Искусство кино», это большие тексты, так называемые «лонгриды»). В первом случае важно уважать первичный опыт зрителя и не раскрывать все сюжетные повороты. А в послесловии — так я говорю своим авторам и сам так поступаю — нет никаких табу, можно раскрывать все, что угодно. Если ты, например, не проанализируешь финал «Бойцовского клуба», ты не сможешь проанализировать «Бойцовский клуб», при том что раскрытие финала — это спойлер. Если ты не будешь об этом писать, ты ничего толком не сможешь сказать об этом фильме. Таким образом, надо понимать, для каких читателей ты пишешь или для каких слушателей ты говоришь.
— Какие задачи у этого жанра?
— У рецензии две основные задачи. Первая — мотивировать зрителя посмотреть фильм или отказаться от просмотра, вторая — объяснить, что человек увидел.

Если ты пишешь послесловие, разбираешь что-то, то я не советую брать фильм, от которого ты бы кого-то отговаривал, фильм, который по каким-то причинам тебе не понравился. Очень сложно провести взвешенный анализ той вещи, которую ты не уважаешь и не считаешь получившейся. Иногда это удается, но очень редко, поэтому лучше разбирать тот фильм, который ты любишь или как минимум уважаешь. Глубина анализа зависит от запроса зрителя: хочет ли он разобраться в том, что он посмотрел. Бывают очень запутанные фильмы, которые требуют такого разбора: что именно там произошло, кто были эти персонажи и как это показано. Иногда разбору фильма могут быть посвящены целые книги, авторы которых копаются в системе образов, разных контекстах, затрагивают предыдущие работы автора и работы других.
Так что задачи рецензии могут быть самыми разными, вплоть до идеальной задачи — быть произведением искусства, которое было бы сопоставимо по своей значимости и влиянию с самим произведением. Стремиться к этому в каждом случае не стоит, но как идеальную сверхзадачу для серьезного анализа, мне кажется, ее можно учитывать.
Например, скоро на Netflix выйдет фильм «Манк» Дэвида Финчера. Он рассказывает о истории создания «Гражданина Кейна» — одного из величайших фильмов в истории кино. Полин Кейл, которую считают иногда самым влиятельным критиком в истории кино, написала статью о «Гражданине Кейне». Это была статья о том, что сценарист этого фильма не менее важен для его создания, чем режиссер. Фильм, который сделал Финчер, именно о сценаристе, то есть в каком-то смысле это экранизация вот этой критической статьи (я, правда, еще не видел фильм, но так предполагаю). И вот видите, какая интересная получается история: создается фильм, о нем пишется критическая статья, и эта критическая статья становится основой для следующего фильма.
— Насколько сильно меняется ваш язык, когда пишете для широкой аудитории и в специализированные издания? Необходимо ли действительно это деление?
— Моя сверхзадача — предельная внятность в любом формате. Я бы хотел, чтобы умный, начитанный старшеклассник мог бы взять мою рецензию из «Искусства кино» и все там понять. Я стремлюсь к тому, чтоб писать так, но это не обязательно должно быть задачей любого автора. Есть те, для кого недопустим анализ фильма без того, чтоб прибегать к концепциям и терминологии Жиля Делеза. Если ты его не читал и не разбираешься в терминологии, то и статью ты такую не поймешь. Понятно, что это сужение аудитории, но это нормально: совершенно не все авторы стремятся расширять аудиторию, кто-то наоборот хочет ее сузить. Поэтому язык зависит от задачи.

Я по-разному пишу для разных аудиторий, но это не значит, что я не верен себе, когда я меняю аудиторию. Например, я резко негативно отношусь к какой-то исторической личности. Если я буду выступать на ток-шоу телеканала «Дождь», буду говорить одним образом, если я буду разговаривать со своими друзьями — уже другим. Если я буду говорить с профессором, специалистом по истории, это будет третий тип речи, а если стану объяснять своему десятилетнему сыну, то сделаю это вообще иначе. Это никак не повлияет на мое отношение к предмету разговора, и мысли будут одни и те же, просто их изложение будет разным.

Это не какой-то уникальный навык: каждый из нас, излагая мысли по-разному разной аудитории, будет так делать. Не вижу здесь никакой проблемы, а тренировку изложения мыслей для разной аудитории считаю очень полезной. Во всяком случае, для людей, чья работа связана с формированием мыслей и превращением этих мыслей в слова.

Читайте также