ИНТЕРВЬЮ ПОДГОТОВИЛ МАКСИМ ДРЁМОВ
«Без философии черты нового мира не будут разумны»
Зачем мне философия, если я не ощущаю себя вторым Сократом или Кантом, не склонен к рефлексии и не мечтаю найти ответы на вечные вопросы? Владимир Климентьев, создатель проекта «ФИЛОСОФ&Я – школа мысли» рассказал о том, почему философия необходима нам всем.
Источник фото: личный архив
Насколько, по Вашим ощущениям, востребована философия сегодня за пределами университетов?
Я вижу, что философия становится очень и очень востребована. Чуть ли не постоянно попадаются в поле зрения новые философские проекты, имена. Они множатся, как грибы после хорошего летнего дождя. И раз они появляются, значит, это кому-то нужно.

Несколько лет назад конкурс поступающих на философский факультет СПбГУ был больше, чем на юридический.

Я вижу активное появление философских проектов, как курсов по горячим нашему времени проблемам, так и по вполне академическим темам и именам. Возродился довольно большой интерес у широкой аудитории — не только у нас, но и в мире — к учению стоиков, этих мыслителей поздней Античности, учивших как обрести спокойствие духа перед любыми аффектами, положительными или отрицательными. Также активно муссируемая тема искусственного интеллекта, вольно или невольно, и поворачивает инженеров, программистов, а вместе с ними и молодёжь, к современной философии сознания и её поискам. Да и преподаватели философии в современных медиа-условиях стали всё больше выходить в эфир, на широкую публику.

Можно резюмировать так: в обществе идёт мощный запрос на качественное мышление, и философия, на мой взгляд, может дать достойнейший ответ среди других ответов.

— Что подталкивает школьников изучать философию? Как часто они принимают участие в Вашем проекте ФИЛОСОФ&Я?
Мы провели опрос молодёжи, интересующейся философией. Они чаще всего говорят о своём восхищении перед познанием, о любознательности в том или ином виде. Например, о желании обладать способностью разумного объяснения и понимать происходящее, хотят научиться находить ответы на «философские» вопросы, мыслить шире и иначе, не шаблонно, найти свою истину. Они надеются обрести ключи к тайнам мира. Но есть и более научный интерес – познание первопричин.

Ещё им представляется, что философия поможет справиться с чувством абсурда, с экзистенциальной тревогой. Что философия поможет развиваться дальше и выше, связывать свои мысли с реальностью, научит лучше управлять жизнью. Они видят в философии способ преодолеть раздробленность знания и объединить все науки вместе.

Видно, что их влечёт внутренняя, личная жажда истины и неравнодушие к окружающему миру.

Молодёжь, если мы возьмём возрастную границу до 22, есть у нас на курсах, но её не большинство. Может, четверть примерно. Есть и удивительный прецедент: у нас на курсе 12-летняя школьница читает первоисточники (обращу внимание, что наш главный курс строится на обязательном чтении всех первоисточников классической философской мысли) и выводы делает такие, что сделает не всякий студент философского.
— Какие проблемы философии больше всего волнуют современного человека?
Я бы сказал, что современного человека не очень волнует главная философская проблема – познание Истины. И, увы, свою немалую лепту в это умонастроение масс внесли сами философы за последние 200 лет. Сами философы некоторых направлений говорят, что Истины нет, что Абсолютного нет, а понятие Всеобщего оказалось почти полностью вне сферы внимания профессионалов.

Они говорят: есть только относительные истины, есть только условное, частное. Абсолютное знание невозможно, есть только мнения и все они равно имеют право быть.

Некоторые, опять же, философы, объявляют, что философия испорчена рациональностью, что она есть, наоборот, порыв чувства и прочее. Они отказывают философии в своём собственном предмете и методе, отождествляют её то с искусством, то с житейской мудростью и т.д.

Всё это не способствует, на мой взгляд, тому, чтобы современный человек взволновался действительно философскими проблемами.

Но, к счастью, философия в ходе своей истории за 2500 лет уже самоопределилась, и все эти ложные отождествления уже были пройдены и преодолены.

Поэтому желаю современному человеку скорее озадачиться действительно философской проблемой — мыслящим познанием Истины.

— В каких профессиональных сферах, кроме преподавания, может найти себя человек с философским образованием?
Поскольку занятия философией развивают мышление, как минимум критическое мышление и рефлексию, то ответ мой — такая способность пригодится везде. Тем более, что на МЭФ (Международный экономический форум прим. ред.) в Давосе 2015 года в прогнозе на 2020 среди самых востребованных способностей заняли навыки мышления. Это сигнал и работодателям, и потенциальным работникам.

Если говорить более целенаправленно, то в той же сфере искусственного интеллекта — проблема: а что мы, собственно, создаём? Что такое интеллект? Это философский вопрос, а не физиологический или психологический.

Кроме того, с искусственным интеллектом встают вопросы не инженерии, а этики. Это прямо философская область. Все уже, наверное, слышали про мысленный эксперимент «вагонетка». Ответы на эту кажущуюся абстрактную задачку ведут нас к вполне реальному будущему. Представим, что машина, управляемая искусственным интеллектом без шофёра, оказывается в экстремальной ситуации. Куда ехать? Прямо на пешехода или на тротуар с десятком людей? Или экстренно затормозить, подвергнув опасности пассажиров?

Искусственный интеллект должен будет сделать выбор, а значит, до этого программист должен заложить какие-то принципы в алгоритм. Значит, какие-то его ценности будут вшиты в программу. А какие у этого программиста этические ценности? О каких он вообще знает? Это всё сложнейшие философские и образовательные вопросы, касающиеся будущего человечества.

Ещё одно направление деятельности для философов, которое зародилось почти 50 лет назад в Германии и идёт по планете — «философы-практики». Это движение философов, которые предлагают решения бытовых, жизненных проблем методами, пробуждающими мышление. Это не вместо психотерапии. Философия может предложить некоторые эффективные решения в определенном круге проблем, которые связаны со смыслом жизни, целями и тем как думать.

Отдельная тема — социальные вопросы. Социальное устройство мира в свете всех событий 2020 года критически меняется, так же и внутри социума. Например, Федор Лукьянов — главный редактор журнала «Россия в глобальной политике», председатель Президиума Совета по внешней и оборонной политике России, профессор — пишет, что межгосударственное взаимодействие переживает острый кризис. Никому и ничего не понятно о том, что и как происходит в мире, вызревает его новый облик, где соединяется несоединимое. На мой взгляд, появляется мир, которому нужно мышление, способное работать с противоречиями, а не шарахаться от них. И без привлечения философов черты нового мира будут не вполне разумными.

— Следует ли изучать философию в школе? Какие навыки и умения она может помочь сформировать учащимся?
Философствовать со школьниками надо обязательно. Изучать философию в академическом смысле — категорически нет. Опять же, я говорю про массовую ситуацию. Индивидуально те, кого философия влечёт, должны иметь возможность удовлетворять и серьёзный интерес. Например, если вспомним одного из великих немецких философов, Фридриха Шеллинга, то он в 23 года уже стал профессором и занял кафедру философии Йенского университета.

Почему надо сказать «нет» академическому преподаванию философии в школе? Потому что всему своё время.

Для того, чтобы ученика пробудить к настоящей философской деятельности, должны быть сформированы необходимые предпосылки. Если этого не будет, если не будет специфического методического пути, то, столкнувшись с философией, мыслительная способность школьника выродится в резонёрство (пустое умствование) или же юная душа очерствеет в скепсисе.

Философия — это не средство для каких-то наших частных задач, её нельзя употребить для чего-то как инструмент или, подобно какому-нибудь методу эмпирической науки, применить к совершенно разным предметам. Философия — это познание Истины. В этом её единственная помощь. А мыслительные навыки — это побочный эффект, который, несомненно, нужен современному миру как никогда. И философия может тут внести вклад, который не сделает ни одна другая наука.

Нынешним школьникам, чтобы успешно справляться с задачами в надвигающемся неопределенном VUCA-мире (volatility, uncertainty, complexity, ambiguity нестабильность, неопределённость, сложность и неоднозначность; пер. с англ.яз. прим.ред.) требуется развитие: критического, сложного мышления, саморефлексии, коммуникации.

Причём стратегия в этом безумном круговращении не та, чтобы бежать и догонять. Она состоит в том, чтобы овладеть медленным, вечным, незыблемым. Нужно закрепить колесо на истинной оси, и тогда оно будет не скакать, как попало, выскочив на обочину, но, будучи неподвижным в центре, сможет крутиться бесконечно быстро и двигать телегу туда куда надо.