ТЕКСТ АННЫ ОПЫХТИНОЙ
Без оценок и конкуренции: как устроена система образования в Финляндии
Когда мы говорим о «‎другом» заграничном образовании, то чаще всего вспоминаем США, Великобританию и Германию. Скандинавские же страны появляются лишь в разговоре о социальных льготах: мол, посмотрите, какие там большие пенсии и пособия по безработице.

Этой весной я училась по обмену в финском Университете Йювяскюля. За полгода я поняла, что высокий уровень жизни в Финляндии, как и в других странах Скандинавии, напрямую связан с развитием школ и университетов. Чтобы подробнее исследователь эту тему, я взяла курс лекций по истории и культуре Финляндии и семинары по системе местного образования. В этой статье я рассказываю, что есть уникального в финском подходе.
источник фото: lentachel.ru
История образования в Финляндии
История образования в Финляндии
Образовательная система, которая сейчас существует в государстве, сложилась не за одно десятилетие. Формироваться она начала ещё в XII веке, когда на территорию трёх племён — финнов, тавастийцев и карелов — пришли шведы. Завоевание Финляндии в 1150-х годах — это первый шведский крестовый поход, целью которого было не просто присоединить к королевству новые земли, но и распространить католицизм.

Коренное население Финляндии исповедовало язычество и в новой вере не нуждалось, поэтому жителей крестили насильно. Однако деревни были изолированы друг от друга и находились в труднодоступных районах, поэтому католические идеи распространялись медленно: финны могли вести любой образ жизни, когда священники-католики уезжали. Тем не менее на финских землях появляются христианские проповедники, а вместе с ними — каменные церкви, книги и первые школы.

Новый этап в развитии финского образования наступил в начале XVI века, когда Европу охватила Реформация. Идеи Мартина Лютера, который предложил отказаться от множества церковных обрядов и перевести Библию на национальные языки, проникли и в Шведское королевство. Одним из идейных последователей Лютера стал Микаэль Агрикола. Он был ректором кафедральной школы в Турку (раньше — Або) и первым лютеранским епископом в Финлянди. Финны считают Агриколу создателем литературного финского: именно он перевёл Библию и другие священные тексты на национальный язык. Век спустя, в 1640 году, на базе кафедральной школы был основан первый университет Финляндии — Королевская академия Турку. Город стал не только политическим, но и образовательным центром.

После русско-шведской войны 1808-1809 годов Финляндия перестала принадлежать Швеции и вошла в состав Российской империи. Такую «смену собственника» можно трактовать по-разному: в образовании были и отрицательные изменения (к примеру, русификация и временный запрет на печать книг на финском языке), и положительные. К последним можно отнести реформы Александра II: в Финляндии были учреждены начальные школы, а женщины получили доступ к образованию и становились полноправными гражданами, когда им исполнялось 25 лет.

В 1917 году страна стала независимой от России, но радость была недолгой. Сначала разразилась Гражданская война, из-за чего погибло много людей и были разрушены некоторые индустриальные центры. Затем Финляндия пострадала от Великой депрессии и глобальной рецессии в 1930-х годах. Чтобы преодолеть последствия, финское правительство сделало ставку на рабочее движение, ввело прогрессивное налогообложение и обязательное образование для детей. Аграрной стране нужны были квалифицированные кадры, которые развили бы национальную промышленность.

Переход от аграрного к урбанизированному обществу произошёл только после Второй мировой войны. Именно в 1950-е годы финны заложили фундамент Скандинавской модели благосостояния, где рыночная экономика сочетается со значительными социальными льготами. Например, появилось страхование по болезни и безработице, детские пособия и пенсии, финансовая поддержка образования. Инвестиции в технологическое развитие и человеческий капитал помогли Финляндии преодолеть впоследствии кризис после распада СССР, который был основным торговым партнёром.

В 1964 финский парламент (Эдускунта) решил реформировать начальное образование и начал масштабные эксперименты и исследования. Первые изменения стали заметны в 1970-е: на позицию учителя стали требовать степень магистра и лицензии, появились единые образовательные программы, а школы узнали, что такое инспекция. Такая централизованная система контроля должна была дать школьникам со всей страны равные возможности. В таком случае и те, кто ходит в городскую школу в Хельсинки, и те, кто посещает деревенскую школу в малонаселенной Лапландии, могли бы получить качественное образование.

Новая реформа произошла в 1990-е: образовательные институты получили автономию. Вместо строгих учебных планов учителя стали просто придерживаться общих рекомендаций и углублённо проходить предметы. То есть методика и скорость прохождения материалов перестала интересовать правительство и муниципалитеты. Школам, где сотрудниками были дипломированные профессионалы, стали доверять больше, чем тестам и протоколам.

Результаты этих реформ: Финляндия занимает 4 место в мировом рейтинге стран по уровню образования, а финские школьники попадают в десятку лучших на международном тестировании PISA.


История образования в Финляндии
История образования в Финляндии
Образовательная система, которая сейчас существует в государстве, сложилась не за одно десятилетие. Формироваться она начала ещё в XII веке, когда на территорию трёх племён — финнов, тавастийцев и карелов — пришли шведы. Завоевание Финляндии в 1150-х годах — это первый шведский крестовый поход, целью которого было не просто присоединить к королевству новые земли, но и распространить католицизм.

Коренное население Финляндии исповедовало язычество и в новой вере не нуждалось, поэтому жителей крестили насильно. Однако деревни были изолированы друг от друга и находились в труднодоступных районах, поэтому католические идеи распространялись медленно: финны могли вести любой образ жизни, когда священники-католики уезжали. Тем не менее на финских землях появляются христианские проповедники, а вместе с ними — каменные церкви, книги и первые школы.

Новый этап в развитии финского образования наступил в начале XVI века, когда Европу охватила Реформация. Идеи Мартина Лютера, который предложил отказаться от множества церковных обрядов и перевести Библию на национальные языки, проникли и в Шведское королевство. Одним из идейных последователей Лютера стал Микаэль Агрикола. Он был ректором кафедральной школы в Турку (раньше — Або) и первым лютеранским епископом в Финлянди. Финны считают Агриколу создателем литературного финского: именно он перевёл Библию и другие священные тексты на национальный язык. Век спустя, в 1640 году, на базе кафедральной школы был основан первый университет Финляндии — Королевская академия Турку. Город стал не только политическим, но и образовательным центром.

После русско-шведской войны 1808-1809 годов Финляндия перестала принадлежать Швеции и вошла в состав Российской империи. Такую «смену собственника» можно трактовать по-разному: в образовании были и отрицательные изменения (к примеру, русификация и временный запрет на печать книг на финском языке), и положительные. К последним можно отнести реформы Александра II: в Финляндии были учреждены начальные школы, а женщины получили доступ к образованию и становились полноправными гражданами, когда им исполнялось 25 лет.

В 1917 году страна стала независимой от России, но радость была недолгой. Сначала разразилась Гражданская война, из-за чего погибло много людей и были разрушены некоторые индустриальные центры. Затем Финляндия пострадала от Великой депрессии и глобальной рецессии в 1930-х годах. Чтобы преодолеть последствия, финское правительство сделало ставку на рабочее движение, ввело прогрессивное налогообложение и обязательное образование для детей. Аграрной стране нужны были квалифицированные кадры, которые развили бы национальную промышленность.

Переход от аграрного к урбанизированному обществу произошёл только после Второй мировой войны. Именно в 1950-е годы финны заложили фундамент Скандинавской модели благосостояния, где рыночная экономика сочетается со значительными социальными льготами. Например, появилось страхование по болезни и безработице, детские пособия и пенсии, финансовая поддержка образования. Инвестиции в технологическое развитие и человеческий капитал помогли Финляндии преодолеть впоследствии кризис после распада СССР, который был основным торговым партнёром.

В 1964 финский парламент (Эдускунта) решил реформировать начальное образование и начал масштабные эксперименты и исследования. Первые изменения стали заметны в 1970-е: на позицию учителя стали требовать степень магистра и лицензии, появились единые образовательные программы, а школы узнали, что такое инспекция. Такая централизованная система контроля должна была дать школьникам со всей страны равные возможности. В таком случае и те, кто ходит в городскую школу в Хельсинки, и те, кто посещает деревенскую школу в малонаселенной Лапландии, могли бы получить качественное образование.

Новая реформа произошла в 1990-е: образовательные институты получили автономию. Вместо строгих учебных планов учителя стали просто придерживаться общих рекомендаций и углублённо проходить предметы. То есть методика и скорость прохождения материалов перестала интересовать правительство и муниципалитеты. Школам, где сотрудниками были дипломированные профессионалы, стали доверять больше, чем тестам и протоколам.

Результаты этих реформ: Финляндия занимает 4 место в мировом рейтинге стран по уровню образования, а финские школьники попадают в десятку лучших на международном тестировании PISA.


Структура финского образования
Структура финского образования
Первые ступени очень похожи на российский вариант: в шесть лет, после дошкольного обучения, ребёнок получает подготовительное, а с семи до шестнадцати — базовое образование.

Затем у ученика и его родителей есть три варианта: либо идти в профессиональную школу и получать первую квалификацию, либо поучиться еще один год в общеобразовательной школе (базовый уровень), либо перейти в старшую школу, после которой можно будет сдать экзамен на аттестат зрелости. Профессиональную школу обычно выбирают те, кто не заинтересован в получении академического образования. Она позволяет получить первую трудовую квалификацию, после чего можно повышать профессионализм на курсах. Это чем-то напоминает российские колледжи, куда можно поступить после 9 класса. В старшую школу идут те, кто планирует получать университетское образование.

Такое разделение на академиков и практиков есть и на уровне высшего образования. В Финляндии существует два типа вузов: публичные университеты и университеты прикладных наук (политехи). Первые сосредоточены на исследованиях и академической работе, вторые — на тренировке профессиональных навыков. В обоих можно получить степень бакалавра и магистра, но в университетах прикладных наук бакалавриат может длиться до 4 лет вместо привычных 3, а магистратура, наоборот — 1 год вместо 2 лет.

Однако система настолько гибкая, что на любом этапе можно изменить свой выбор. После профессиональной школы можно пойти в публичный университет, а после университетского бакалавриата поступить в магистратуру политеха.

Если студент хочет заниматься наукой и после магистратуры, то после нескольких лет исследовательской работы может получить степень лицензиата (сейчас встречается всё реже) и докторскую степень (Ph.D.).


Основные отличия финского образования от российского
Основные отличия финского образования от российского
  1. Бесплатно!

Финским школам запрещено взимать плату за обучение. От государственных частные школы отличаются только тем, что могут использовать нестандартную методику или придерживаться принципов какой-то религии. Дошкольники бесплатно получают питание, учебники и трансфер до школы, а на базовом уровне ученики платят лишь за книги. В старшей школе, профессиональных школах и университетах есть система займов и грантов, которые покрывают расходы студентов на питание и жилье, если они съезжают от родителей. В российских детских садах и школах родители могут скидываться на шторы и пластиковые окна, а в университетах доля платных мест доходит до 62%.

2. Отказ от стандартизации

В Финляндии учителям и школам предоставляется автономия, а экзамены на аттестат зрелости сдаются только в старших классах без каких-либо национальных или стандартизированных тестов в течение предыдущих 10-11 лет. Сами экзамены можно пересдавать несколько раз в течение финального года. Предполагается, что учителя должны не воспитывать детей или заставлять их учиться, а помогать им развивать свои таланты. Ценятся не столько конкретные теоретические знания, а способность школьников справляться с жизненными ситуациям, например, разбираться в распределении бюджета.

В России школам также предоставляется определённая автономия в том, как преподавать и какую методику использовать в классе, но результаты учеников контролируются Всероссийскими проверочными работами, ОГЭ и ЕГЭ, а также всевозможными пробниками от МЦКО и СтатГрада. Рейтинг школ и даже надбавки и премии учителям зависят от результатов государственной аттестации, поэтому старшие классы нередко посвящены «натаскиванию» на экзамены.

3. Без участия родителей

В России семья должна контролировать, как дети учатся. Например, большинство ребят учатся писать и читать дома. В школьные годы родители всегда на связи с учителями и классным руководителем и регулярно ходят на собрания. Если ребенку нужна помощь с домашкой, мамы и папы или нанимают репетиторов, или оплачивают курсы, или сами помогают. Особенно такая поддержка требуется старшеклассникам, когда подготовка к государственным экзаменам зачастую происходит дополнительно и вне школы. В Финляндии же всё, что касается обучения, возложено на образовательную систему, хотя с родителями консультируются. Однако семья не вмешивается в процесс: педагоги просят близких не учить детей, а просто проводить с ними время, общаться. Даже если ученик не справляется с предметом или заданием — это ответственность школы помочь ему, предложить класс поддержки или психолога.

Внеклассная же жизнь финских школьников редко связана с академическими курсами: обычно это спортивные или творческие кружки.

4. Никакой конкуренции

В российском образовании соревнование — один из основных принципов. Школьники конкурируют друг с другом за право поехать на республиканскую олимпиаду, абитуриенты — за каждый балл при поступлении, а студенты — за ограниченное число стипендий и места в рейтинге.

В Финляндии баллы вторичны по отношению к самочувствию и мотивации ученика. В начальной школе дети получают не оценки, а только комментарии от учителей. Экзамены в старшей школе и университете обычно можно пересдать или выполнить альтернативное задание, которое поможет улучшить финальную оценку.