Чемпионат новых возможностей
В середине лета в НИУ ВШЭ открылась Проектная лаборатория развития интеллектуальных состязаний по гуманитарным наукам. Сейчас основная цель лаборатории — разработка и запуск олимпиады нового формата — Всероссийского чемпионата сочинений «Своими словами». Чемпионат должен стать крупномасштабной альтернативой декабрьскому «итоговому» сочинению по литературе и позволить школьникам иначе взглянуть на то, что мы называем «сочинением».

О новом интеллектуальном состязании и его миссии, о внутреннем устройстве лаборатории и команде Чемпионата рассказывает руководитель лаборатории Михаил Павловец.
Михаил Павловец
— Как появилась Лаборатория развития интеллектуальных состязаний по гуманитарным наукам? В чём Вы видите её цель?
— Лаборатория возникла из разговора с ректором Вышки: Я. И. Кузьминов вызвал меня на ковер с отчётом, как идет перепроверка итоговых сочинений наших абитуриентов (я 5 лет подряд отвечал за эти процессы в Вышке как заместитель руководителя Школы филологии), затем попросил предложить альтернативу этой перепроверке — так как нам все труднее было различать «хорошие» и «плохие» сочинения — почти все они писались по одному шаблону, на что работает целая индустрия «готовых сочинений» и репетиторства. Ректор выслушал мои жалобы и предложения, дополнил своими идеями — и распорядился, чтобы все их воплощала в жизнь проектная лаборатория с участием студентов, которая немедленно должна быть создана. Соответственно, так и была определена ее цель, которая в процессе создания лаборатории была расширена — создание не только альтернативы «итоговому сочинению» (кстати, Вышка — едва ли не последний вуз, который в этом году их перепроверял), но в перспективе — целой системы других интеллектуальных соревнований по гуманитарным наукам, а также своего рода просветительской и научно-популяризаторской «облачности». Имеется в виду «клубление» вокруг этих соревнований, которое бы заключалось в популяризации занятий науками и творчеством — и создания развернутых текстов, позволяющих поделиться своим опытом и своими наработками в той или иной области.
— Расскажите о составе лаборатории. Как Вы подбирали членов команды?
— У меня не было времени на рекрутинг — и я пошел самым простым путем. Основная идея для нашей деятельности — концепция Чемпионата сочинений — была еще год назад разработана и предложена Вышке Лабораторией социокультурных образовательных практик ИСП МГПУ под руководством кандидата пед. наук Екатерины Асоновой: Екатерину я сразу и пригласил в нашу Лабораторию, а МГПУ стал нашим стратегическим партнером. Это — педагогический блок нашей лаборатории.

Филологический блок (необходимый для разработки нового типа сочинения, для сегодняшней школы еще непривычного) возглавила Светлана Жукова, моя коллега по Лицею НИУ ВШЭ, автор блистательных заданий для лицеистов, отличный лингвист, имеющий к тому же успешный опыт в области образовательного предпринимательства — собственную методику подготовки абитуриентов.

Наконец, «медиаблок», который занимается освещением деятельности Чемпионата и его соц. сетями — возглавила еще одна моя коллега по Лицею Вышки, в прошлом, выпускница факультета Медиакоммуникаций и магистратуры Института образования НИУ ВШЭ (и, признаюсь, моя дипломница) Алина Зражаева. Дальше мы сообща приглашали своих студентов с двух факультетов (некоторых из которых учили еще в Лицее ВШЭ) — гуманитарных наук и медиакоммуникаций. Так и возникла наша команда.
— Насколько я понимаю, сейчас главный проект лаборатории — Всероссийский чемпионат сочинений. Михаил Георгиевич, расскажите, как возникла идея создать новое интеллектуальное состязание?
— Как я уже сказал, Вышке исходную модель Чемпионата предложил наш партнер — МГПУ. Коллеги-педагоги, как и мы, понимали, что время письменных работ, лишь по недоразумению называвшихся «сочинениями», а на самом деле представляющие из себя «отсроченное изложение» — старательное воспроизведение готовых шаблонов из учебников и пособий — исключительно по литературе — уходит в прошлое: какой смысл писать (и проверять) то, что потом в жизни тебе никогда уже делать не придется (ведь даже учителя литературы таких сочинений не пишут!)
У этого проекта даже было первоначальное название «Сочинение не по литературе» (и шуточное — «Сочинение по физкультуре»).
Действительно, сегодня становится все более востребовано умение «своими словами», с учетом аудитории и выделенного тебе места/времени рассказывать о том, чем ты профессионально занимаешься, что тебя волнует или увлекает: коллеги из США рассказывали, что на инженерных факультетах до 70% студентов выбирают курсы creative writing, желая освоить самые разные жанры письменного высказывания — от поэтических и эссеистических — до фикциональных. NASA привлекает огромные частные деньги на свои космические проекты именно потому, что ее специалисты умеют увлекательно и доступно рассказывать о том, чем занимается их компания. Если это будет связано с литературой или историей — почему бы и нет, но вполне возможны сочинения и по экономике, и по математике (кстати, в Лицее Вышки такие пишутся), и даже по физкультуре и спорту! Мы предположили, что и ведущие университеты с удовольствием познакомились бы со своими абитуриентами не только через полученные ими баллы ЕГЭ или призовые места предметных олимпиад, но и через написанные ими тексты по тем проблемам, решению которых ребята бы хотели посвятить свою профессиональную карьеру, выбирая то или иное направление подготовки.
— Почему именно «чемпионат», а не «олимпиада», «конкурс»? Чем отличается от них «Своими словами»?
— Вероятно, чтобы не затеряться в море разнообразных «олимпиад» и «профессиональных конкурсов», хотя, допускаю, у моих коллег найдутся и другие объяснения.
Нам бы очень хотелось, чтобы наш Чемпионат сочинений не воспринимали как очередную олимпиаду, то есть как четыреста первый сравнительно честный способ получить дополнительные баллы при поступлении в вуз твоей мечты. Все это, безусловно, предполагается, но наши амбиции гораздо круче: мы хотим вокруг этого чемпионата создать плотное информационное поле, из которого можно извлекать самые разнообразные сведения о том, чем живут современная наука и культура.
Кроме того, для нас ключевым является имя собственное нашего чемпионата — «Своими словами»: известно, что традиционное понимание школьного сочинения — ты должен довольно суконным, то есть чужим для тебя языком изложить, «что нам хотел сказать автор» — будь то автор великого классического произведения или автор учебника. Мы же хотим дать возможность продвинутым школьникам заговорить своим языком — и рассказывать о том, что они бы хотели сообщить о себе и своих интересах и опыте urbi et orbi — «городу и миру». Когда ты пишешь традиционное экзаменационное сочинение — его адресатом является безличный эксперт, не «читающий», а «проверяющий» написанное, после проверки же твоя работа отправляется в архив, а затем на переработку. Само же устройство нашего Чемпионата, как мы его видим, предполагает, что чем лучше твоя работа — тем большее количество самых разных людей — и профессиональных экспертов, и рядовых читателей — сможет с ним познакомиться. И это обязывает отнестись к нему, может быть, даже с большей ответственностью, чем к сочинению в ЕГЭ.
— Какими вы видите участников чемпионата?
— Людьми, которым есть чем поделиться с другими — и у которых есть понимание, что твои слова должны быть адресованы живым людям, должны быть услышаны и поняты ими, а в идеале — еще и способны их заинтересовать.

Знаете, нам, вузовским преподавателям, всегда немного обидно узнавать, что человек приходит учиться не потому, что наш предмет ему интересен — и он уже и без нас начал в нем разбираться, а потому что ему нужен диплом или даже непременно диплом престижного вуза, неважно какого и по какой специальности. А вот когда все наоборот — с таким студентом хочется иметь дело, его воспринимаешь уже не как простого ученика — как своего коллегу, а это другая модель профессиональных отношений.
— Какие еще планы у лаборатории, помимо создания и организации чемпионата?
— Карантинная катавасия сильно затруднила нам дебют — у нас не так много времени сейчас на то, чтобы уже в этом году запустить первый сезон Чемпионата — и на это брошены наши основные силы. Тем не менее, мы параллельно работаем над созданием сайта «Своими словами» — где будет не только вся необходимая информация о чемпионате и доступ к личному кабинету участника, но и масса разной и полезной, и интересной информации. Коллеги по лаборатории уже готовят материалы по истории и по теории письменных работ — как до революции и в советское время, так и сейчас; ценные рекомендации для тех, кто берется за создание развернутого текста самых разных жанров — от эссе до научного проекта. Ну и отдельный блок — разного рода научно-популярные и просветительские материалы, и в текстовом, и в аудио- или видеоформатах, посвященных самым интересным событиям в мире науки и высоких технологий, культуры и искусства, образования и «умного» досуга. Тут нам в помощь — наши коллеги по Вышке и по вузам-партнерам и соорганизаторам Чемпионата, готовым не только, как и Вышка, давать дополнительные баллы при поступлении его участникам, но и делиться самыми интересными своими открытиями, исследованиями и наработками в самых разных областях знания и творчества.

Ну а когда Чемпионат встанет на рельсы и станет реальностью — мы оглядимся и займемся другими интересными и полезными форматами: у нас большие амбиции и много задора.