ИНТЕРВЬЮ ПОДГОТОВИЛ ДЕНИС СМЕТАНИН
«Отборочный этап чемпионата — это ещё не сам чемпионат и сочинение, а пока что допинг-контроль, взвешивание на весах и медицинская комиссия»
19 января завершился отборочный этап нового Всероссийского чемпионата сочинений «Своими словами». В течение 4-х дней по 9 направлениям этого интеллектуального состязания тестирование прошли около 10 500 школьников! Многие удивились, когда узнали, что на первом этапе Чемпионата вместо сочинения будет тестирование, анализ авторского текста и задания по мемам и видео.

Как организаторы оценивают результаты первого отборочного этапа? Какие у них были ожидания и насколько они воплотились в жизнь? Об этом мы поговорили с главными организаторами олимпиады — председателем жюри Чемпионата, заведующим Проектной лаборатории развития интеллектуальных состязаний НИУ ВШЭ Михаилом Павловцом и председателем экспертной комиссии чемпионата Екатериной Асоновой.
Источник: Pixabay
— Какие ожидания у вас были от отборочного этапа и насколько успешно они воплотились в жизнь?
Е.А.: Это очень трудный вопрос. Мы думали, что всё рухнет, ничего не получится и скажут о Чемпионате: «Фу, какая гадость!».

М.П.: Мы сознательно поставили отборочный тур в виде тестирования, а не сочинения, так как были уверены, что первый блин выйдет комом. Мы понимали, что будет много желающих вместе с нами провести этот эксперимент и написать сочинение «Своими словами». Когда ректор Высшей школы экономики, член Попечительского совета Чемпионата Ярослав Иванович Кузьминов поставил амбициозную задачу — 50 000 участников, я мысленно схватился за голову, понимая, что это нереально — проверить такое количество работ! Хотя в тот момент уже началась эпидемия коронавируса, мы всё равно не до конца понимали, во что мы ввязываемся и как всё будет происходить.

Но также было понимание, что этот тур должен быть ещё не самим Чемпионатом, а чем-то вроде допинг-контроля, взвешивания на весах и медицинской комиссии для участников перед допуском их к основным соревнованиям, ради которых всё это и затевалось. При этом нам надо было придумать принцип, по которому подавляющему большинству было бы интересно участвовать. Этим интересом мы отчасти искупим боль, которую им причиним, вынужденно не допустив большинство до написания сочинения.

Проверять сочинение мы сразу планировали очень тщательно и оценивали наши человеческие, временные и материальные ресурсы так: больше 2 000 человек в первый год мы внимательно прочесть не сможем.

Мы опасались двух вещей: первая — что с тестом справятся все на 100 баллов — и все будут писать сочинение. Вторая — с тестом не справится никто и некого будет допускать до второго этапа. Несмотря на то что демоверсию тестов мы опробовали на разных аудиториях — и школьниках, и студентах, и наших коллегах по вузам — мы не могли точно предугадать, что выйдет в итоге. Но когда я увидел результаты — средние достижения в основном расположились между 50 и 80 баллов, а достижения выдающиеся и провальные оказались немногочисленными — я мысленно перекрестился и понял, что всё-таки мы победили.
— Уточняющий вопрос: появился ли этот баланс в результатах из-за ввода новых типов заданий в отборочном этапе?
М.П.: Конечно! Это были не похожие на привычные задания, и мы увидели реакцию в ответах детей. «Очень здорово, но непонятно», «мне всё очень понравилось, но странно». Вот это в отзывах: «странно», «неожиданно» — также согревало душу. Мы увидели, что современные школьники гораздо больше готовы к такого рода испытаниям, чем мы и наши коллеги-лингвисты или преподаватели других вузов, кто согласился участвовать в апробировании заданий.
Взрослые задавали много вопросов, а дети бросались в омут с головой, кряхтели, грызли кактус — и начинали понимать, как им всё нравится.
Е.А.: Я ещё добавлю, что для меня, мой личный итог, — это возможность доверить сделать и воплотить свою идею «молодым». Не секрет, что разрабатывали, писали задания и материалы Чемпионата студенты. Я и Светлана Юрьевна Пужаева, руководитель студенческой группы разработчиков заданий, создавали канву и некую рамку, модель задания, а сами студенты «оживляли» и придавали «плоть» этим вещам. То, что это сработало, меня очень вдохновляет.
У нас была задача: поймать русский язык в стадии развития. Из-за того, что это делали люди, у которых свободное отношение к русскому языку, всё так интересно вышло, я в это верю, и об этом же говорят школьники.
Но всё же есть небольшая ложка дегтя в этой бочке меда: мы получили, например, отрицательный фидбек от участников художественного направления Чемпионата. Их никто не спрашивал, насколько они творческие, классные и какими знаниями и талантами обладают. Ожидание, что здесь будет проверка знаний и ими можно будет блеснуть, желание показать себя на конкурсе, было не оправдано. Не все ловят от такого кайф, однако всё самое интересное впереди.
— Какие направления, по вашему мнению, оказались сложными или «тяжёлыми» для детей, судя по результатам отборочного этапа?
М.П.: Мало кто знает, что эти направления не слишком друг от друга отличались. Задания по направлениям различались только одним: тематическим текстом. Но ребята делали с текстами одно и то же. Нужно было проявлять не свою компетентность в области биологии или гуманитаристики, а показать навыки функциональной грамотности и критического мышления.
Не важно, кто ты: гуманитарий, инженер или спортсмен. Важно, насколько ты умеешь видеть автора, стоящего за текстом, смысл его послания, что он хочет сказать или о чём хочет умолчать, способен ли увидеть манипуляции или уловки в тексте.
Те, кто был осторожен и внимателен — выиграли. Например, математики, которые занимаются с формализованными и точными вещами, успешнее прочих справились с заданиями, поскольку они были более внимательными к условиям задачи, аккуратнее подходили к тексту и не спешили. В этом смысле я доволен результатом.
— Это была проверка не знаний, а компетенций и навыков работы с текстом?
М.П.: Да-да! Одна девочка разочарованно сказала мне: «Я думала, будут проверять мои знания, а мне пришлось показывать, насколько я могу и умею критически и логически мыслить, а я знаю, что это не самое сильное моё место». То, что мы показали девочке её слабые места, помогли ей это осознать, принять и воспринять как некий вызов и как проблему, — да уже за одно это нас можно похвалить как преподавателей, педагогов и прочее!

Е.А.: Тест был не идеальным. Мы не смогли его сделать даже устраивающим нас. На это были субъективные и объективные причины, и мы отдаём себе в этом отчёт. Но нужно признать, что невозможно создать идеальный текст. Сколько ни вычитывай текст — будешь находить ошибки. Были неточности формулировок, неточности в работе системы Чемпионата.

М.П.: Иногда мы понимали, что формулировки нужно было отточить и сделать более удачными. Но нет предела совершенствованию!

Е.А.: В целом, этот опыт про то, что нужно перестать чего-то ждать, а необходимо просто делать, договариваться и идти получать новый опыт. Наш чемпионат не определяет ничью судьбу.

М.П.: Послание, которое мы хотели бы отправить общественности: чем мы принципиально отличаемся от ЕГЭ? Задача ЕГЭ — не допустить как можно большее количество детей в университеты, поскольку те не резиновые и в них нет достаточного для всех числа мест. В чем уникальность Чемпионата? Задача нашего состязания — не отсекать от поступления, а напротив, дать некоторым из детей шанс набрать дополнительное количество баллов и прорваться в тот вуз и на ту программу, которая является программой мечты. Мы помогали, подставляли плечо и даже колено для поддержки. Но и те, кто не смог с первого раза прорваться, получил важный опыт, узнал, что образование может быть иным, может готовить к решению других задач — тех, с которыми мы встречаемся в нашей повседневности регулярно.

Е.А.: Наша команда организаторов — все, кто был вовлечен в подготовку и проведения отборочного этапа — просто ангелы, которые отвечают на все вопросы и запросы участников. Чувствуется большая личная ответственность каждого из них за то, что мы делаем. Это добавляет драйва и энергии, поддерживает, и это ощущение даёт уверенность, что всё получится.
— Что говорят результаты первого отборочного этапа Чемпионата сочинений и можно ли считать старт успешным?
М.П.: Во-первых, мы все живы. Я был готов к тому, что мы всё это не переживем (смеётся). Во-вторых, мы полны желания, уверенности и энтузиазма провести основной региональный тур с сочинениями. Третье — у нас есть идеи на будущее. Мы уже сейчас прикидываем, что будет в следующему году, что будет через год — значит, мы верим. А раз мы не потеряли веры в лучшее, это косвенный показатель удачи и успеха.

Е.А.: Это определенно успех. Вдохновляет поддержка детей, Управления развития интеллектуальных состязаний НИУ ВШЭ — в общем, всей команды. Есть ещё другая невероятная поддержка — карт-бланш от 14 вузов-партнеров, что также вдохновляет. Нас никто не пытался остановить, никто не говорил, что это ужасно. Без такой поддержки Чемпионат сочинений невозможно было сделать, но важно признавать, что сделанное нами ещё крайне далеко от совершенства, и мы готовы разбираться, обсуждать, критиковать — и делать лучше.
Хотелось бы повторить самое главное: и для нас, и для наших участников все ещё впереди — прошедшие отборочный этап придут к нам писать свои сочинения!
А результаты отборочного тура мы будем обсуждать с участниками на открытых вебинарах, которые планируем провести в ближайшее время.