ТЕКСТ АННЫ ОПЫХТИНОЙ
Я бегу вместе со всеми: что такое социальная фасилитация и как она делает нас продуктивнее
Групповые презентации, занятия в библиотеке, работа в коворкинге, решение задач у доски — мы часто работаем на виду у других. Иногда такое наблюдение помогает быстрее справиться с заданием, а иногда, наоборот, мешает и отвлекает. В первом случае действует социальная фасилитация, а во втором — социальная ингибиция.

С подобными явлениями могут столкнуться и участники Всероссийского чемпионата сочинений: третий тур предполагает командный проект, поэтому мы решили рассказать, как коллективная работа влияет на нашу с вами продуктивность.
Фото: @victoire_jonch by Unsplash.com
Первый круг педалей и удочек
Первый круг педалей и удочек
Первым феномен социальной фасилитации обнаружил Норман Триплетт во второй половине 1890-х годов. В то время ученый работал в одной из первых психологических лабораторий в США лаборатории при Университете Индианы, и ему в руки попали данные о скорости езды велосипедистов. Оказалось, что спортсмены, которые участвовали в соревнованиях с другими велосипедистами, ехали гораздо быстрее тех, кто состязался с секундомером и не видел соперников.

У Триплетта и его коллег возник вопрос: не зависит ли скорость выполнения задачи от присутствия рядом других людей? Чтобы подтвердить эту гипотезу, исследователь провёл эксперимент, в котором участвовали дети. Их задачей было сматывать рыболовную удочку. Гипотеза подтвердилась: большинство детей, кто выполнял задание в одиночку, справился медленнее тех, кто работал с соседом.

Триплетт нашел этому несколько объяснений. Одно из них заключалось в том, что «присутствие другого сматывателя (кофактора в более поздней терминологии) стимулировало соревновательный инстинкт, который побуждал человека сматывать быстрее. Другое объяснение состояло в том, что вид кого-то другого, выполняющего такую же деятельность, стимулировал мысль двигаться быстрее»‎. Инстинкт и мысленное «подстегивание» позволяли участнику сконцентрировать больше энергии и показать более высокий результат.


Рождение имени и классификаций
Рождение имени и классификаций
Термин «социальная фасилитация»‎ ввёл в 1920 году другой учёный — Флойд Оллпорт. Как и Триплетт, он изучал, в какой мере присутствие других людей влияет на выполнение задачи и можно ли контролировать эффект соревнований. В экспериментах Оллпорта участвовало два ребенка: сначала им предложили написать все ассоциации, связанные с определенным словом, а затем записать комментарии к отрывкам из классических произведений. Задания они выполняли и в одиночку, и в группах. Во втором случае им удалось написать больше ассоциаций и комментариев, чем когда они сидели одни. Однако такой лингвический и филологический эксперимент не просто подтвердил опыты Триплетта: Оллпорт заметил, что качество комментариев, которые дети написали вне группы, было выше тех, которые создавались под присмотром людей. Учёный первым предположил, что присутствие других по-разному влияет на выполнение разных заданий.

За двадцатое столетие феномену социальной фасилитации было посвящено множество исследований. В том числе учёные изучали, что именно делает с нами присутствие других, ведь объяснений Триплетта уже было недостаточно.

В 1993 году профессор Университета Южной Австралии, Бернард Герин, предложил разделить все теории, объясняющие эффект «социальной фасилитации»‎, на три категории:

1. Теории драйва. Они утверждают, что простое присутствие людей рядом увеличивает уровень возбуждения человека и влияет на производительность. Она может снизиться или, наоборот, повыситься.

2. Теории социального сравнения. Главный тезис — при наблюдателях мы беспокоимся, как они оценивают нас, как мы выглядим и ведём себя. Эти переживания заставляют или постараться создать правильное впечатление, или сопоставить нашу производительность с «принятой»‎ в обществе. Мы обращаем внимание на свои действия, подсознательно ожидая обратной связи, фидбека, оценки.

3. Теории когнитивного процесса. Они описывают, как нарушается концентрация человека на задаче, когда рядом находится кто-то ещё. Конфликт внимания происходит, если отвлекающий фактор очень интересный и если чувствуется давление (например, задание нужно выполнить очень качественно или точно в срок). Удержать фокус и на задаче, и на отвлекающем факторе не получится.


Социальная фасилитация с минусом
Социальная фасилитация с минусом
Как вы, возможно, заметили, первая и третья группы теорий говорят не только о положительном влиянии присутствия другого: наблюдатели могут помешать.

Такое явление получило название социальной ингибиции. Если термин «фасилитация»‎ произошел от английского facilitate облегчать, способствовать, то слово «ингибиция»‎ образовано от латинского inhibere — удерживать, останавливать.

Социальная ингибиция — это явление, при котором производительность снижается из-за присутствия других людей.

Это явление начал изучать Роберт Зайонц, социальный психолог и профессор Мичиганского университета. Он заметил, что во главе угла стоит сложность самой задачи. Если выполнение задания доведено до автоматизма или задание простое, то в присутствии других людей человек выполняет его быстрее, нежели в одиночестве. Если задача сложная или ещё не отточена до совершенства, то продуктивность рядом с соседями ухудшится. Можно вспомнить примеры более ранних экспериментов: крутить педали, придумывать ассоциации к словам и сматывать удочку нетрудно — для человека, который делает это не в первый раз, все движения ясны. А вот найти комментарии к классическим текстам — задача если и не такая трудная, то, во всяком случае, требующая большей фантазии.


Практикуем
Практикуем
Чтобы такие знания не были лишь заполнением теоретического хранилища в голове, мы сделали небольшую инструкцию, как использовать социальную фасилитацию и улучшить свою продуктивность:

  1. Прежде чем взяться за задачу, оцените её сложность.

а) Если это нестандартное уравнение, новая связка в танце или сочинение на трудную тему, найдите для работы уединённое место. Вам нужна максимальная концентрация внимания, а другие люди этому помешают.

б) Если уравнение надо решить по образцу, танцевальные движения вы и во сне сделаете, а сочинение надо лишь с черновика переписать, то работа в окружении других поможет быстрее справиться с заданием.

  1. Когда ищете тех, с кем хотели бы работать над совместным проектом, ориентируйтесь: в первую очередь, на качества людей. С сильным, творческим, активным окружением вы покажете гораздо более высокие результаты. Как минимум потому, что их присутствие подстегнёт вас бессознательно делать больше.

  2. Тщательно изучите тему перед тем, как обсуждать её в команде или даже работать над проектом. Подготовка и предварительное исследование сделают тему менее запутанной и более простой, а значит, присутствие «наблюдателей»‎ станет мотивацией углубиться в исследования.