Термин «социальная фасилитация»
ввёл в 1920 году другой учёный — Флойд Оллпорт. Как и Триплетт, он изучал, в какой мере присутствие других людей влияет на выполнение задачи и можно ли контролировать эффект соревнований. В экспериментах Оллпорта участвовало два ребенка: сначала им предложили написать все ассоциации, связанные с определенным словом, а затем записать комментарии к отрывкам из классических произведений. Задания они выполняли и в одиночку, и в группах. Во втором случае им удалось написать больше ассоциаций и комментариев, чем когда они сидели одни. Однако такой лингвический и филологический эксперимент не просто подтвердил опыты Триплетта: Оллпорт заметил, что качество комментариев, которые дети написали вне группы, было выше тех, которые создавались под присмотром людей. Учёный первым предположил, что присутствие других по-разному влияет на выполнение разных заданий.
За двадцатое столетие феномену социальной фасилитации было посвящено множество исследований. В том числе учёные изучали, что именно делает с нами присутствие других, ведь объяснений Триплетта уже было недостаточно.
В 1993 году профессор Университета Южной Австралии, Бернард Герин,
предложил разделить все теории, объясняющие эффект «социальной фасилитации», на три категории:
1.
Теории драйва. Они утверждают, что простое присутствие людей рядом увеличивает уровень возбуждения человека и влияет на производительность. Она может снизиться или, наоборот, повыситься.
2.
Теории социального сравнения. Главный тезис — при наблюдателях мы беспокоимся, как они оценивают нас, как мы выглядим и ведём себя. Эти переживания заставляют или постараться создать правильное впечатление, или сопоставить нашу производительность с «принятой» в обществе. Мы обращаем внимание на свои действия, подсознательно ожидая обратной связи, фидбека, оценки.
3.
Теории когнитивного процесса. Они описывают, как нарушается концентрация человека на задаче, когда рядом находится кто-то ещё. Конфликт внимания происходит, если отвлекающий фактор очень интересный и если чувствуется давление (например, задание нужно выполнить очень качественно или точно в срок). Удержать фокус и на задаче, и на отвлекающем факторе не получится.