ТЕКСТ АННЫ ОПЫХТИНОЙ
Дело не в деньгах: знания и навыки, которые помогут сохранить финансы со школьной скамьи
Ваша свинка-копилка уже наполнена до краёв, а тратить сбережения страшно. Вдруг накопления уйдут на ненужные вещи? Или наоборот: за последние месяцы вам не удалось отложить ни одного рубля, хотя вы хотите накопить на поездку в Питер.
Источник фото: Cottonbro /
Pexels
Зачастую проблемы с планированием бюджета связаны с низким уровнем финансовой грамотности. Почему такое явление существует и как с ним будут бороться в России, мы разбирались в предыдущей статье. В частности, обсуждали с экспертами, что уроки финансовой грамотности введут в школьную программу.

Но даже если в школе вы уже не успеете застать нововведения, то недостаток знаний можно восполнить!
О том, как это сделать, «Своими словами» поговорили с Марией Семёновой, старшим научным сотрудником Международной лаборатории институционального анализа экономических реформ НИУ ВШЭ.

— Считается, что низкий уровень финансовой грамотности в России связан со слабым развитием рыночной экономики. Так ли это
— Низкий уровень финансовой грамотности имеет множество причин. Некоторые могут быть и следствием слабого развития рыночной экономики: низкий уровень сбережений, то, что в разных регионах финансовые услуги представлены неравномерно. Могут отличаться и доступ к онлайн-ресурсам, и даже качество образования.

Если у нас нет свободных средств или их некуда инвестировать, то мы вряд ли можем стать финансово грамотными и плохо напишем соответствующие тесты. Мы также не сможем рассчитать выгоды и издержки даже для простейших инструментов, если нас плохо учили математике.

Влияет ли финансовая грамотность на экономический рост? Полагаю, что да. При более грамотном ведении бюджета и финансовом планировании будут расти сбережения, а долговая нагрузка — со временем снижаться, так как менее остро будет стоять проблема закредитованности (английский термин — overindebtedness).

— Как можно мотивировать человека изучать финансовую грамотность?
— Никак, если ему самому это не нужно. Если у человека нет сбережений, его сложно мотивировать тратить своё время на изучение того, как эффективно их инвестировать. Если есть желание заработать на фондовом рынке, придётся узнать больше о его устройстве, потратить силы, чтобы пройти базовый курс инвестора в своём же банке.

Поэтому система стимулов должна быть привязана не к цели стать финансово грамотным, а к финансовому выигрышу. Она должна дополняться мерами по «фокусированию внимания» и прозрачности. Если реальные проценты по кредиту можно рассчитать, лишь прочитав мелкий текст, то заёмщик может просто не увидеть, как и где применить свои финансовые знания. «Нужно читать договор» — это уже не про финансовую грамотность, а про базовые психологические моменты.

— С чего начать изучение финансовой грамотности взрослому человеку?
— Не нужно изучать абстрактную финансовую грамотность. Нужно искать ответ на свой конкретный вопрос, касающийся финансов. Например, как инвестировать, выбирать банк для открытия вклада или экономить, планируя бюджет и не влезая в излишние долги.

Если есть конкретные вопросы, то легче найти подходящие учебные материалы среди множества предложений: курсы, подкасты, мастер-классы от банкиров и так далее. А вот математику слушатель должен знать со школьной скамьи.

— Некоторые современные подростки изучают элементы финансовой грамотность в школе. Что делать взрослым или тем, кто не застал такой предмет в школьной программе?
— Полагаю, что особенность обучения взрослых в том, что это занятие необязательное, только для тех, у кого есть запрос, необходимость, конкретная цель. Вы можете сами выбрать курсы по душе, их на рынке множество, включая университетские.

Можете подписаться на новости ЦБ или Banki.ru, которые регулярно анонсируют самые разные мастер-классы. Они подойдут и подросткам, которые хотят самостоятельно изучить финансовую грамотность.

Вы можете поинтересоваться, не предлагает ли ваш банк вместе с брокерскими услугами научиться грамотному инвестированию. Это стало особенно актуальным сейчас, ведь появились обязательные тесты для квалифицированных инвесторов.

— Какие аспекты финансовой грамотности подростку стоит знать, когда он заканчивает школу?
— Сложно ответить, так как никто не знает, какими будут финансовые интересы подростков, которые сейчас или через пару лет заканчивают школу. Думаю, что выпускник должен как минимум хорошо знать математику. Как ни смешно, результаты глобальных опросов Всемирного банка о финансовой грамотности показывают, что некоторые люди затрудняются рассчитать процент от числа. Что уж говорить о сложных процентах.

Мне кажется, что полезными будут и знания о базовых финансовых инструментах (платёжных средствах, вкладах, кредитах), принципах работы банков и фондовых рынков.

Важно понимать, как соотносятся риск и доходность или как базовые торгуемые бумаги различаются между собой.

Например, чем акции отличаются от облигаций, а привилегированные акции — от обыкновенных. То есть хорошо изучить то, что может пригодиться в повседневной жизни, и, возможно, создать интерес к более глубоким финансовым вопросам.