МАТЕРИАЛ ПОДГОТОВИЛА АННА ОПЫХТИНА
Гуманитарии, коллаборации и девушки: Денис Прудник рассказал, чего не хватает космической отрасли сегодня
Не важно, полетите вы на Луну или нет. Это не мешает интересоваться достижениями космонавтов и астрофизиков или заниматься космической наукой. Космос большой, работы всем хватит! О музеях космонавтики, «космических» стереотипах и увлечениях «Своими словами» поговорили с Денисом Прудником, основателем проекта мыверимвкосмос.рф и амбассадором Всероссийского чемпионата сочинений.
— Как бы Вы сформулировали, зачем был создан просветительский проект «Мы верим в космос»? Какая у него цель?
— В конце 2018 — начале 2019 года мы с друзьями заметили, что молодежь всё меньше увлекается космосом. Мы решили начать искусственно развивать эту тему, стали проводить научно-популярные лекции о космонавтике и создали проект «Мы верим в космос».

Цель проста — «заразить» всех любовью к космосу, подобно тому, как это было в советские времена, когда всё связанное с ним считалось престижным.

Кроме того, аэрокосмическая отрасль находится на пороге прорыва, для которого нужны кадры. Наш проект помогает найти заинтересованных ребят, занимается просвещением: мы проводим лекции, мастер-классы, готовим методические материалы для учителей.


— Накануне 12 апреля, Дня космонавтики, в школах часто проводят тематические классные часы, учителя рассказывают о подвиге Юрия Гагарина. Почему этого недостаточно, чтобы заинтересовать ребят?
— Это единоразовые мероприятия, которые часто организовывают «из-под палки». Директора школ заняты бюрократической работой, поэтому времени на развитие посвящённых космосу школьных музеев нет.

Лекция от нас будет куда более информативной, чем обычный тематический классный час. В команду проекта входят инженеры аэрокосмической отрасли, которые работают по специальности и понимают, что происходит в этой науке сейчас. Например, мы можем рассказывать, как летает тот или иной космический аппарат, какое техническое решение было принято и для чего — стараемся и увлечь, и дать факультативные знания по инженерии.


— Зачем популяризировать космос, когда есть проблемы на Земле?
— Исследуя его, мы развиваем и жизнь на Земле. Многие привычные для нас предметы были изначально придуманы для космоса. Речь идёт не только об Интернете или спутниках, но и о шипучих таблетках, сублимированной еде, липучках на одежде и обуви, линзах, тефлоновых покрытиях, фильтрах для воды.

А ещё космос может решить многие из проблем, которые связаны с межличностной коммуникацией. На Земле мы часто ссоримся. А по опыту работы космонавтов на Международной космической станции видно, что борьба и границы придуманы лишь для регулирования земных политических процессов. Это мировоззрение пора искоренять, ведь космонавтика даёт понять: чтобы развиваться дальше, нужно объединить усилия.


— А в космосе борьбы совсем нет?
— Историческую космическую гонку между США и СССР я не воспринимаю как борьбу. Мне кажется, она похожа на гонку спортивную или Олимпиаду. Мы на одном этапе были лучше, а они — на другом. Но следующий большой рывок невозможен без кооперации.

Уже сейчас в подготовке любой космической миссии участвуют многие страны. К примеру, часть оборудования российской астрофизической лаборатории сделана в NASA. В то же время американский марсоход Perseverance не запустился бы без российских ракетных двигателей.

Непонятно, почему такая коллаборация не происходит в политике. Зачем нам ссориться, если мы живём на одной планете и в космическом направлении уже работаем вместе?


— Продвигают ли музеи идею мирного космоса?
— Сложно сказать, ведь музеи обычно посвящены успеху отдельной страны. Но в любом из них будет макет МКС или плакат с её изображением. Это может побудить посетителей задуматься, как важно государствам взаимодействовать друг с другом. Остальное будет зависеть от экскурсовода. Например, на мой взгляд, у нас очень мало говорят об успехах американской космонавтики, хотя многие её достижения сильно повлияли на развитие этой отрасли в принципе. В то же время в Америке не стыдятся вспоминать, что первым космонавтом был советский человек. Это как рассказ о ходе истории, а не соревновании.


— Как говорить о космосе, чтобы заинтересовать самую равнодушную аудиторию?
— Принципиально важными мне кажутся два аспекта. Во-первых, должны кардинально поменяться музеи, их внутреннее убранство. Привычные экспозиции должны стать интерактивными, ведь современное поколение привыкло воспринимать информацию быстрее. Школьникам интересны не только газеты и макеты, но и дополненная реальность, видеопроекты.

Во-вторых, по-другому нужно преподносить информацию о космосе. Об истории космонавтики экскурсоводы могут рассказывать в формате интересных фактов. Например: «Вот лежит лист металла, который был в космосе и принял нагрузку в несколько тысяч градусов по Цельсию. Лист почти расплавился, но спас человека». Или: «Вот один из первых космических аппаратов, а сегодня его родственник исследует Вселенную и творит астрофизическую историю».

Конечно, не надо забывать и про будущее, как бы мы ни гордились прошлым. Экскурсоводам стоит рассказывать о перспективах аэрокосмической отрасли, о том, какое образование нужно для работы в ней. Это недорогие способы, которые можно реализовать даже в региональном музее, и молодёжи они нравятся.


— Я гуманитарий. Как мои навыки могут пригодится космонавтам?
— Распространённое мнение о том, что космосу нужны только математики и физики, абсолютно неверно. На гуманитариев сейчас есть очень даже больший спрос. Это связано с тем, что популяризация космонавтики пока не так успешна. Нужны люди, которые будут писать статьи и околофантастические произведения, вести социальные сети, создавать выставки картин о космосе.

Космических юристов и экономистов тоже не хватает.

Например, ведение соцсетей «Роскосмоса» — чем не профессия? Сейчас сайт корпорации написан скорее для специалистов, хотя космическими услугами пользуются все жители страны, а не только 250 тысяч работников отрасли. Хорошо бы выстроить совместную работу между экспертом по космонавтике и редактором, который переведёт технический язык на простой человеческий.


— «Девушкам нечего делать в космической отрасли» — это стереотип?
— Да! Этот стереотип начинает постепенно уходить, как и деление людей на технарей и гуманитариев. В нашей стране по-прежнему не хватает женщин-космонавтов.

У меня много знакомых девушек, которые работают в аэрокосмической отрасли, никаких преград нет. Не важно, какого пола человек, если он профессионал.


— Кого слушать, чтобы больше узнать о космосе?
— Весь фундамент знаний о космосе будет закладываться в вузе. Но если космонавтика — это хобби, то можно посмотреть ролики на YouTube-каналах Alpha Centauri и Everyday Astronaut. Авторы на пальцах объясняют, как устроен космос и что происходит в отрасли. Из журналов я бы обратил внимание на «Кот Шрёдингера» и «Популярную механику».

Лекции, которые ведут Антон Громов, Филипп Терехов или Виталий Егоров, тоже стоит послушать. Они — популяризаторы космонавтики, которые рассказывают очень профессионально и интересно.


— Много ли ошибок, с точки зрения астрофизики, содержат художественные фильмы о космосе?
— Много. Самые частые связаны с устройством скафандров и невесомостью. На самом деле, пока не слетаешь в космос, не поймёшь, как она работает. Например, в кадре режиссёр может забыть, что банка должна не на столе стоять, а левитировать.

Больше всего технических ошибок я нашел фильме «Гравитация». Популярный «Интерстеллар» вообще воспринимаю как фантастическую картину, снятую по художественной книге. Обе ленты вряд ли будут познавательными, после них нельзя сказать, например, «я знаю, как летает ракета».

Самый технически точный из подобных фильмов — «Время первых». А космические колонии хорошо показаны в «Марсианине». Но в обеих кинолентах всё же есть косяки, допущенные ради динамики сюжета.

Если хочется узнать больше фактов, я бы посоветовал обратить внимание на документальные проекты NASA и Роскосмоса. В фильмах есть политический подтекст и вероятны некоторые ошибки, но технически эти видео гораздо точнее, так как снимаются в них реальные разработчики ракет и спутников.


— Как стыкуется космическая тема с направлениями Чемпионата?
— В школе я считал, что на русский язык мне не нужно делать упор. Куда мне, инженеру, что-то сочинять! В итоге сейчас я пишу научно-популярную книгу о космонавтике. Всё то бесконечное количество школьных сочинений дало мне возможность сейчас писать без ошибок.

Думаю, надо развиваться всесторонне. Каждый найдёт то, что будет приносить истинное удовольствие, но это не значит, что разбираться надо, например, только в космосе или только в литературе. Любому студенту или выпускнику технического вуза следует уметь писать и говорить своими словами, лаконично и ёмко. Это полезный навык, его развивать стоит.

Читайте также