ТЕКСТ ЕКАТЕРИНЫ КОРОЛЁВОЙ
Дореволюціонныя сочиненія: о чём писали гимназисты 117 лет назад?
Образование не было общедоступным вплоть до 1917 года. В гимназиях учились, как правило, дети из семей дворян, состоятельной буржуазии и наиболее успешных разночинцев.

Как мы с вами знаем, сочинения – популярная и давняя учебная практика, помогающая развить критическое мышление, тренирующая способность выражать свои мысли по заданной теме и улучшающая грамотность при условии обратной связи от учителя.

Мы предлагаем вам отрывки из сочинений гимназистов на литературные темы, написанные в 1904 году. Интересно, похожи ли они на то, что мы пишем в школах и на олимпиадах сейчас?

P.S. Авторская орфография и комментарии учителя сохранены.
zen.yandex.ru
Начнём с окололитературной темы, более абстрактной и свободной.
«Мое любимое чтенiе
Читать для меня лучшее удовольствiе, да даже больше, чѣмъ просто удовольствiе – катанье на лодкахъ, на лошадяхъ, прогулки, театръ. Нельзя ходить в театръ каждый день; въ концѣ концовъ это надоѣстъ, но читать – никогда. Правда, послѣ чтенiя какой нибудь книги, которая (оставила) произвела сильное впечатлѣнiе, не хочется довольно долго читать, особенно серьозныхъ вещей. А какой нибудь коротенькiй смешной рассказъ читаешь послѣ этого, и онъ нравится»
Типичное развлечение гимназиста – катание на лошадях и лодках, а театр – скорее аналог современного кинотеатра, а не элитарное заведение. Аналогичная тема сегодня звучит как «Моя любимая книга», что несколько сужает её и не даёт рассказать о чтении как о процессе, о способе досуга.
«Как относится Касьянъ къ крепостному праву (по разск. «Касьянъ съ Красивой Мечи»)
Судя по этому разсказу, Касьянъ довольно легко переноситъ иго крепостного права, что, пожалуй, объясняется отчасти его характеромъ. Его баринъ был, по словамъ кучера Ерофея и по его собственнымъ, добрый, кроткая душа, и къ крепостнымъ своимъ относился, должно-быть, довольно хорошо. По крайней мѣрѣ онъ не принуждалъ Касьяна къ работѣ, къ которой тотъ не имелъ никакого влеченiя, да и физически не имелъ къ тому возможности.

Комментарий: А гдѣ «Ъ»?»
В этом тексте были поспешно вставлены вдогонку маленькие твердые знаки после слов – ученик был явно не против письменной реформы, которая и произошла, как мы помним, в 1917 году. Тема крепостного права не исчерпала себя в сочинениях ни в начале XX века, ни по сей день.
«Какъ развивалась страсть въ Плюшкинѣ
Какой ужасный видъ являетъ изъ сѣбя Плюшкинъ! Страшно и жалко глядя на него, видѣть в немъ человѣка, это разумное, высшее существо, которое могло спуститься такъ низко, позабыть всѣ высокiя стремленiя и дела человѣчества, обратиться почти въ животное, но и у такихъ едва ли можно найти подобный примѣръ. Гоголь очень верно сказалъ: "И до такой ничтожности, мелочности, гадости смогъ снизойти человѣкъ!"»
Ученик эмоционально переживает персонажа Плюшкина, можно заметить характерные для того времени и странные для нас сейчас обороты про высокие стремления на благо человечества. Обратим внимание на формулировку темы: обычно она подается в контексте беспорядка Плюшкина и его затворничества. Сегодня вряд ли для неё подошло бы слово «страсть», что было нормой в 1904.
«Что общаго въ характераъ, выведенныхъ Гоголемъ въ романе «Мертвыя души», и каково отношенiе ихъ къ заглавiю романа
Главная мысль, приведенная Гоголемъ въ его сочиненiи «Мертв. души» та, что всѣ, выведенныя здѣсь лица в сущности «мертвыя». Мертвыя в томъ смыслѣ, что живутъ исключительно животной жизнью. Никакихъ общественныхъ интересовъ, никакихъ интересовъ по отношению къ сознательной жизни человѣка, къ наукѣ, къ искусству, къ политикѣ, к просвещенiю»
Снова сравнение с животными людей, не имеющих ценностей, которое ценило дореволюционное общество – всесторонняя заинтересованность, осознанность и служение человечеству.
«Жадовъ из комедiи Островскаго: «Доходное мѣсто»
Каждая группа человѣческихъ индивидуумов выдвигаетъ вопросы о нормировкѣ своихъ частныхъ и общественныхъ отношенiй. Появляется обычай и законъ. Они регулируютъ отношенiя. За то или иное нарушенiе нормы, правиломъ полагается известное наказанiе чисто физическiя. Къ этому последнѣму часто присоединяется наказанiе нравственное. Естественно отсюда, человѣку свойственно придерживаться уже в силу традицiи, привычки-ли унаследованных норм; составится сумма непреложныхъ истинъ, которыя будутъ предметами достиженiя поколенiй.

Последнiя въ деле достиженiя истина выявляетъ свои разновидности, особенности, силу и слабость характера, широту и узость»
Этот ученик, видимо, питает страсть к канцеляризмам и отклоняется от темы, ведь про Жадова нет ни слова, зато какие рассуждения о законе и наказаниях! Гимназистам была важна логичная контролируемая система общества, где за нарушением норм следует наказание, а истины остаются непреложными и передаются из поколения в поколение.
И напоследок – взгляд из XX века на XIX, различие в представлениях о бедности и богатстве жилища.
«Богатая крестьянская усадьба в изображенiи Тургенева
Тургеневъ въ своихъ «Запискахъ Охотника» и особенно въ разсказѣ «Хорь и Калинычъ» даетъ намъ прекрасное описанiе усадьбы зажиточнаго русскаго крестьянина. Усадьба эта во всемъ, начиная съ внешняго ея вида и кончая внутреннимъ хозяйствомъ, сильно отличается отъ усадьбы беднаго и средняго крестьянина. Она стоитъ немного особнякомъ отъ другихъ избъ, иногда даже довольно далеко отъ деревни. Мѣсто вокруг нея расчищено и разработано, главная изба стоитъ посреди двора, окруженная различными хозяйственными убранствами»
Интересно, что ученики не используют ничего похожего на «любимые» советские и пост-советские шаблоны «великий русский писатель», которые помогают добавить тексту объёма, но используют оценки качества «работы» автора – «Тургенев даёт нам прекрасное описание усадьбы».

В целом, старые сочинения имеют много общего с современными, но контекст, в котором они создаются — социальное положение ученика, государственная идеология и система образования — сильно на них влияют.

Читайте также