текст Марии Русановой
Лекция Галины Юзефович «Зачем книге нужен читатель»: самое важное
и интересное
Кто в литературе самый главный? Большинство ответит, что автор. Без автора литературное высказывание недоступно. Литературный критик и преподаватель Галина Юзефович в рамках онлайн-марафона Всероссийского чемпионата сочинений «Своими словами» и РАН рассказала о том, как самым главным человеком в современном литературном процессе всё-таки стал читатель.
Источник: knigi516.ru
Краткая история роли автора
В Древней Греции всегда считалось, что автор — не создатель, а ретранслятор знаний. Он не творец — он лишь передает информацию.

В Новое время — где-то между Средневековьем и Новейшим временем — писатель стал «главным» лицом в мире художественной литературы, кем-то вроде селебрити. До сих пор в школе самое важное при анализе любого текста — понять, «что хотел сказать автор». Считается, что у каждого текста есть единое, правильное, лучшее прочтение.

Но так вышло, что автор нам недоступен, — мы не можем спросить Шекспира, что он имел в виду. Мы можем только расшифровать текст, подобрать к нему ключ и найти универсальное прочтение.

Есть много инструментов для декодирования текстов, и один из них — изучение личности писателя.
«Мы пытаемся понять, любил ли он мочёную бруснику, как относился к другим авторам, какие у него политические взгляды» — привела пример исследования персоны автора лектор.
Текст же в этом случае — продукт деятельности автора.
Но в середине 60-х появились работы Умберто Эко и Ролана Барта. Они изменили всё.
Умберто Эко в статье, посвящённой специфике медиа, сформулировал мысль: не существует единого, универсального, правильного прочтения произведения. Каждый прочитывает текст тем или иным образом в зависимости от того, кем он сам является. Люди с разным читательским опытом читают книгу по-разному. В военное время человек прочитает фразу, рассказ, книгу не так, как в мирное. Получается, читатель — сотворец произведения.

Ролан Барт в «Смерти автора» заявил: если у литературного высказывания есть источник и голос, то он слышен не в письме, а в чтении. Творец закладывает в книгу одно, читатель «вынимает» другое.
Юзефович отметила: «Читательское мнение теперь наравне с мнением писателя»
Барт считает, что только читатель и важен. Он сказал нам: автор «умер» и то, что тот хотел сказать, вообще неважно. Судьба автора и его биография не имеют значения, если вы не биограф. Этот взгляд изменил мир литературы.

Несколько лет назад огромному количеству читателей предложили охарактеризовать в паре слов «Анну Каренину». И почти половина опрошенных высказала мнение, что это роман о том, как женщина умерла за любовь. Толстой же имел в виду совсем иное. И подобного рода интерпретация говорит о читательской незрелости, ведь это самый простой уровень прочтения, поскольку о любой драме можно сказать подобное: жил, болел, любил, страдал.
«Сегодня мы живем в мире, в котором каждый суслик получил диплом агронома», — подметила во время лекции критик.
Каждый имеет право на высказывание. Мнения людей, которые прочитывают «Анну Каренину» именно таким образом, также считаются важными. Автор лишился права голоса, как и критики, филологи, литературоведы. Если какая-то книга становится обсуждаемой, она теряет свою литературную природу и становится социальным феноменом. Это вступает в конфликт с тем, что хорошая книга не должна быть очень популярной сегодня, иначе выводится общественный вердикт: с ней что-то не так. Скорее всего, она не очень интеллектуальная, автор хотел сказать что-то примитивное. Если публика настолько довольна, в этом тексте нечего искать.
«Гарри Поттер» как читательский феномен
Одна из самых популярных книг современности — «Гарри Поттер». На сегодняшний день продано около 700 000 000 экземпляров.

В 1996 году некая Джоан Роулинг, мать-одиночка и молодая учительница, пришла в одно британское книжное издание с рукописью. Издатели изучили её творение и отказали. Впоследствии она получит ещё множество отказов. Почему? Потому что средняя длина детской книги в тот период сократилась на четверть. Взрослые понимали, что теряют детей-читателей: те хотели не читать, а играть в видеоигры. Тогда издатели сделали спорный вывод: «Если мы хотим конкурировать с видеоиграми, мы должны сделать книги похожими на видеоигры». Книга не должна быть длинной, она должна быть динамичной и захватывающей с самого начала.

Роулинг говорили, что дети за год забудут про книгу, пока выйдет следующая часть. Её убеждали в том, что в книге долгое вступление и сложные имена, что книгу просто не станут читать. Даже когда писательница нашла издателя, согласившегося напечатать её произведение, у него были опасения. Первый роман вышел под именем Джей Кей Роулинг: только бы аудитория не поняла, что книгу написала женщина, ведь главный герой — мальчик, книгу будут читать мальчики, они не станут читать книгу какой-то писательницы.

Как же они ошибались! :)
Что мы узнали благодаря «Гарри Поттеру»?
  1. Дети способны читать длинные книги, они им остро необходимы
  2. Взрослые готовы читать сказки. Взрослая аудитория книги — порядка 30%
  3. Книги могут влиять на поведение людей. Американский исследовательский институт Пью выяснил: люди, читавшие «Гарри Поттера», активнее вовлекаются в разные волонтерские проекты, каким был отряд Дамблдора в книге Роулинг. Так, Барака Обама поддерживали подростки, которые ещё не могли участвовать в выборах
  4. Читателю безразличен пол автора. Впоследствии издатели, отказались от идеи с псевдонимом Роулинг
  5. Девочки готовы читать книги о мальчиках, а в те годы вообще читали в два раза больше, чем мальчики!

Кратко подведём итоги:
Сегодня из бесправной публики читатель — с легкой руки Эко, Барта и других теоретиков — превратился в ключевую фигуру литературного процесса. Именно то, что читатель прочитал, является ключевым в мире художественной литературы.

Когда читателей становится много и книга становится рыночным, культурным и социальным феноменом, она становится призмой, через которую мы можем увидеть множество деталей окружающего мира. На смену торжеству автора пришло торжество читателя.

Читатель — фигура редкая. Всё больше старые книги доступны массовому читателю благодаря Интернету. Книг становится больше, а читателей — нет.
«Читатель сегодня в дефиците, он редкий агент литературного процесса», — подчеркнула Юзефович.
В некоторой степени читатель становится капризным и слишком самоуверенным. Он не заглядывает вглубь книги, поверхностно о ней отзывается и часто подменяет анализ собственной эмоцией. Для современной книги читатель важен и его внимание необходимо удерживать, иначе он отвлечётся на социальные сети и иные интерактивные платформы.