МАТЕРИАЛ ПОДГОТОВИЛА МАРИЯ РУСАНОВА
«Готовы отстаивать свою точку зрения, иронизировать над собой»: командный тур заключительного этапа чемпионата глазами жюри
23 февраля прошла защита групповых работ на заключительном этапе Всероссийского чемпионата сочинений «Своими словами». Участникам предстояло за 24 часа создать с нуля проект на основе сочинений, которые они написали на региональном этапе.

Среди членов жюри, которые оценивали финалистов, были школьные и университетские преподаватели, представители Российской академии наук (РАН) и популяризаторы науки. Они впервые оценивали работы подобного вида состязаний и согласились поделиться своими впечатлениями с нами.
ИСТОЧНИК ФОТО: PIXABAY
– Участники презентовали самые разные проекты на финальном этапе. Какие тенденции в них вы можете проследить? Какие ценности, интересы школьников воплотились в задумках финалистов? Поделитесь, пожалуйста, своими впечатлениями от финального этапа и чемпионата «Своими словами».


Антон Скулачёв, учитель литературы гимназии 1514, председатель Гильдии словесников, член Совета по русскому языку при Президенте РФ:

«Участники заинтересованы в решении самых всамделишных, «нешкольных» задач: помощь детям-сиротам или пенсионерам, оказавшимся в коронавирусном заточении, профориентация подростков или включение в культурное пространство людей с ОВЗ. Это и есть настоящие гуманистические цели и ценности, не закрытые пафосными словами, а обращённые в живую действительность, которую ребята чувствуют очень хорошо.


Правильная идея организаторов: мало написать собственный текст, адресовав его конкретной аудитории. Важно уметь встроить его в общий проект, продумав его социальную значимость, соотнеся свой текст с другими. Где-то уступить, но при этом и внести свой вклад, создать медиапроект в привычных нам всем условиях «результат нужен завтра.


Ощущение включённости всех, взаимного интереса друг в друге (и детей, и членов жюри), невероятная энергия общего дела.



Отличные дети: готовы отстаивать свою точку зрения, иронизировать над собой, смеяться перед страшными членами жюри, говорить о самых острых проблемах, не упрощая их, решать настоящие гуманистические задачи. При этом не произнося пафосных слов и не громыхая доспехами – а просто формулируя в абсолютно «боевых» условиях (24 часа на проект) человеческие слова.


Самые настоящие задания: и про роботов, и про мифологию в «цифре», и про 5-балльное оценивание. Как сразу начинают раскрываться ученики, даже те, которым (видно!) очень тяжело говорить, просто потому, что с ними наконец-то заговорили не языком определений из учебника обществознания и «правильных ответов» из тестов»


Екатерина Асонова, председатель экспертной комиссии Чемпионата заведующая лабораторией социокультурных образовательных практик МГПУ:

«Проекты командного этапа были очень разные: они все были направлены на спасение мира и изменение его к лучшему.

Интересно было слушать, как цифровые аборигены стараются предотвратить опасность, которую несет искусственный интеллект незащищённым слоям населения.

Очень бережно и аккуратно молодые люди говорили о ценности индивидуальных различий и уважительного отношения к ним.

Финальный этап состоял из командной работы и рефлексии. Читать работы было невероятно интересно. Сейчас для меня самое сильное впечатление связано со зрелостью участников: они настойчивы в получении обратной связи, владеют культурой интеллектуальных состязаний и способны поддерживать не только друг друга, но и организаторов конкурса».


Вера Баль, кандидат филологических наук, доцент филологического факультета ТГУ:

«Статистически больше проектов в нашей "комнате" было про искусственный интеллект. Он и стал тенденцией! Школьники готовы к новому будущему. Они смело строят визионерские проекты о роли и месте искусственного интеллекта в нашей жизни. С одной стороны, это хорошо. Но с другой стороны, они не очень задумываются о последствиях этого возможного переворота — о месте человеческого во всем его многообразии в этом новом светлом будущем. Отсюда ценности, наверное, больше связаны со стремлением идти в ногу со временем, и не отставать от него».


– Сегодня много говорят о поколении Z, о том, какое будущее они создадут. Как думаете, чем это поколение отличается от прошлых? Что вы заметили как член жюри?


Антон Скулачёв:

«Я бы не делал таких обобщений и сказал бы, что базовые установки подростков разных поколений универсальны: готовность творить и выражать себя, умение перестраиваться между форматами коммуникации, заметный и громкий голос».


Екатерина Асонова:

«Мне кажется, что наше будущее будет очень красивым. Когда-то давно я сформулировала понятие «эстетика уважения» — способ визуализировать и материализовать подчеркнуто уважительное отношение к пользователю.

Этим отличались новые издания детских книг, на которых, собственно и выросли наши участники. Презентации их проектов «говорили» о том, что этот способ сделать мир человечнее является для них естественным и обязательным. А еще наше будущее будет глобальным.

У необъятной России появился шанс стать по-настоящему одной страной: легкость объединения в команды и достижения значительных результатов в создании общего продукта невероятная.

И это в сети за 24 часа».


Вера Баль:

«Сложный вопрос. Отличие, наверно, в условиях нового технологического уклада, в котором они [школьники] должны сохранять человеческое лицо и вечные человеческие ценности. На них возлагается больше ответственности. Другой вопрос, готовы ли они к ней, осознают ли это. Для меня это сложный вопрос, для них — ещё более сложный».

Читайте также