Интервью подготовила АРИНА ПЕТРОВа
«Хорошая речь, как хорошее кино, монтируется
из правильных картинок»: интервью с Ниной Зверевой
Нина Зверева — журналистка, автор книг и программ по публичным выступлениям и эффективному общению, наставник первых лиц крупных компаний и бизнесменов из списка Forbes, а также — амбассадор Всероссийского чемпионата сочинений «Своими словами».

Мы поговорили с Ниной о мастерстве взаимодействия с разной аудиторией и, конечно, узнали несколько фишек, которые точно пригодятся участникам Чемпионата!

— Действительно ли развитие собственной речи способно радикально повлиять на успех отдельного человека? Например, можно ли быть востребованным специалистом, топ-менеджером крупной компании или выдающимся учёным, имея проблемы с коммуникативными навыками и скудный словарный запас?
— Можно, и в основном, к сожалению, так и бывает. Умения держаться на публике и вести коммуникацию, которые я преподаю, многие люди развивают не имея мотива стать успешным или преувеличить свои успехи. Зачастую они хотят избавиться от комплексов, страха и своей неуверенности в публичных выступлениях. Эти люди (в том числе топ-менеджеры, руководители компаний, герои из списков Forbes) прекрасно умеют разговаривать тет-а-тет с деловыми партнерами, взаимодействовать со своей командой, но другие формы коммуникации даются им тяжело: будь то выступление перед большой аудиторией или small talk на деловом мероприятии. Так что, безусловно, можно построить блистательную карьеру без умения складно говорить и хорошо выступать. Но есть и другая составляющая этого вопроса.

Представим ситуацию: у руководителя есть два претендента на должность, например, в стартапе. У первого максимально развиты так называемые «hard skills», но он говорит только по бумажке. Второй же — разбирается в предмете и имеет отличные коммуникативные навыки. В стартапах то, насколько лидер воодушевит людей и сможет зажечь их своей идеей, во многом определяет судьбу всего бизнеса, поэтому учредитель стартапа — человек, который рискует деньгами, — скорее, возьмет на работу второго. То есть при прочих равных развитая речь — это, конечно, выигрышная карта и огромное рыночное преимущество.


— Коммуникативные навыки универсальны или для каждого формата и повода коммуникации они разные?
— Они разные, но могут пересекаться. Тренды для различных коммуникативных ситуаций во многом схожи. Всегда, например, хорошо когда у человека прекрасный литературный язык и много слов в запасе. А дальше в разных форматах появляются свои законы. Например, для выступления в телеэфире есть один набор паттернов, а для презентации своих идей руководителю — другой.


— Как насчёт сочинений и других письменных высказываний — к ним нужно готовиться отдельно?
— Да, ведь письменная и устная речь — это абсолютно разные виды человеческого общения. Письменную речь мы читаем глазами, устную же воспринимаем на слух.

Есть такой случай в истории отечественного телевидения, когда одного ведущего, который наговорил лишнего в эфире, захотели убрать с экранов. А это было не так-то просто: он был абсолютно неуязвим, его выступления смотрела вся страна, затаив дыхание. Тогда начальство придумало прекрасную историю: его речь расшифровали и поместили в журнале. В расшифровке было видно, как человек не доводит фразы до конца, пренебрегает правилами русского языка, повторяет одни и те же слова. Можем ли мы сказать, что у этого ведущего было всё плохо с речью? Нет, никто не замечал недочётов ранее, и это свидетельствует о том, что человек — очень сильный спикер. Просто устная речь совершенно не такая, как письменная. Уши и глаза ведь отличаются друг от друга, правильно?


— Существуют ли универсальные «упражнения» для тренировки коммуникативных навыков и умения выступать на публику? Может, есть какие-нибудь не самые очевидные советы или ваши секретные фишки специально для участников Чемпионата? :)
— Есть алгоритмы и законы публичных выступлений, которые работают. Хорошая речь, как хорошее кино, монтируется из правильных картинок.

Первое, что нужно сделать, — подумать о том, что вы должны сказать. Здесь можно использовать письменную речь: напишите на бумаге главную мысль, которую аудитория должна вынести из вашего выступления.

Главное — не то, что сказал спикер, а то, что запомнили люди, поэтому нужно зацепить, удивить людей.

Представьте себя очень коротко, дайте комплимент аудитории. Затем попробуйте ярко начать свою речь, привлечь слушателей какой-нибудь шокирующей информацией или бросить им вопрос, не требующий ответа. После этого уже можно перейти к разжёвыванию своего тезиса, чтобы люди поняли, о чём вы говорите.

Всегда имейте в виду, каким образом публика будет втянута в вашу речь, иначе можно считать, что речи то и не было. Каждую минуту думайте, почему эти люди будут слушать вас: надо каждое слово нанизывать на интерес. Если вы хотите, чтобы в ваши слова реально вдумывались, надо постараться. Моя триада звучит так:


надо говорить коротко — беречь время людей, не лить воду, убрать все канцеляриты;


надо говорить весело — это модно. Надо чтоб люди улыбались, потому что тогда они полюбят вас, полюбят друг друга и этот мир;


надо говорить понятно — разжёвывая каждый тезис, потому что если что-то непонятно, человек сердится. Кроме того, есть ещё пара важных правил: используйте отобранные, яркие, но понятные слова и очень простые конструкции. И обязательно то, что сказано, должно быть доказано. Здесь спикеру пригодятся факты, примеры и истории: причём если даёте цифру, то цифра должна быть в сравнении с другой, если факт, то какой-то редкий и интересный. Заканчивать свою речь лучше жизнерадостным утверждением.

Примерно по этой канве устроены выступления всех выдающихся спикеров.


— Здорово, эти советы точно пригодятся участникам в финале Чемпионата! Кстати, почему вы решили стать амбассадором «Своими словами»?
— Я люблю участвовать в проектах, которые близки мне по духу, например «Тотальный диктант». Сама делала фестиваль русского устного языка в Большом Болдино, куда приезжали известные журналисты и писатели — и Владимир Познер, и Светлана Сорокина, Дмитрий Быков, и Людмила Улицкая, в общем, замечательные люди. 10 лет подряд я проводила этот фестиваль как свою личную инициативу, не зарабатывая на это ни копейки — просто отдавая дань Пушкину, болдинскому вдохновению и родной земле.

Так что, когда вижу свежий проект, который действительно помогает ребятам, любящим русское слово, показать себя и приобрести дополнительные баллы при поступлении, я не могу пройти мимо.