— Что пандемия изменила в школьном образовании?
— Я думаю, реалистичных «замеров» еще никто не делал. Поэтому осознанно говорить об изменениях сложно.
Мне кажется, произошла следующая вещь: такая дико консервативная отрасль, как образование, стала более гибкой. Пандемия заставила импровизировать, находить решения в безвыходных ситуациях, по-новому структурировать своё рабочее пространство, свои коммуникации с внешним миром. Например, раньше была жесточайшая структура: в школе у учителя есть место силы — доска, позиция ментора перед классом. Сейчас это место учителем утрачено. Сегодня учитель может быть в классе, а завтра все сидят по домам. И оказывается, что в классе тридцать разных, непохожих друг на друга людей, с каждым из которых нужно выстраивать отношения. В прежнем мире этого не требовалось: есть программы — выучил или не выучил, есть инструмент оценок и тестовые работы. А доверие каждого ребёнка не требуется.
В зуме нужно ежесекундно бороться за внимание учеников. Его потеря — одно мгновение. Если доверия между учителем и учеником нет, если учитель не понимает, что каждый ученик индивидуален, то зум не «сработает». Можно выключить камеру, можно закрыть вкладку.
Вторая вещь — это ощущение некоторой свободы. До пандемии была предопределённость в выборе технологий. А сейчас у педагога, родителя, ребёнка есть совершенно разные инструменты, с помощью коротых можно организовывать своё пространство, свобода управления собственным временем и коммуникациями. Например, я знаю школы, которые пошли по принципу интеграции платформенных решений в образовательный процесс. Если педагог видит, что на рынке появилось новое классное решение для дистанционного обучения, и хочет с ним работать, то может это сделать. Это то, что пришло во время ковида.