текст дениса сметанина
Галина Юзефович: «Если Бог дал выиграть Всеросс по математике, то он точно дал способность писать классное эссе по любой теме»
Чтение и письмо — навыки, необходимые в повседневной жизни современного человека. Умение вести деловую переписку, выражать свои мысли и концепции вне зависимости от того, чем занимается человек,  — историей, физикой или экономикой — вот что ценится сегодня. Когда нас начинают учить этому? Кажется, в школе. Однако не все выпускники могут похвастаться умением выражать на письме свои идеи грамотно и лаконично.

Может, не всем этот навык столь необходим? Насколько важно развивать умение понимать чужой текст? Галина Юзефович, литературный критик и ведущая семинарского курса по академическому письму в НИУ ВШЭ, помогла нам ответить на эти вопросы.
— Филологи, историки и другие гуманитарии чаще всего работают с текстом. Чтение и анализ для них — обыденное и привычное дело. Какой интерес к этому «скучному» делу может появиться у негуманитариев? Что может привлечь их и зачем им нужны эти навыки?
— Все-таки начнем с того, что чтение (особенно чтение художественной литературы) и написание чего-то своего — разные вещи. Так сложилось, что сегодня написание текста — абсолютная неизбежность, с которой каждый из нас сталкивается, поэтому предлагаю на нем и сосредоточиться в первую очередь. Я учу академическому письму бакалавров-экономистов. К нам приходят призеры и финалисты Всероса — в основном по математике и экономике, очень умные и способные ребята. Все они в последних классах школы очень мало писали связных текстов — в основном задачи решали. И вот у нас они с ужасом обнаруживают, что вся отчетность по большинству университетских курсов — это не привычные им вычисления, а тексты, в которых они должны выразить свои идеи и подкрепить эти идеи какими-то аргументами. Дальше мы переживаем с ними стандартные этапы переживания горя: сначала многие просят вместо ужасных текстов позволить им решить 10 задач, дальше начинается отрицание, гнев, торги — словом, все по программе. Но понемногу происходит привыкание, а после внезапно оказывается, что навык связно выражать свои мысли на письме нужен вовсе не только в рамках университетской программы.
Умение грамотно писать эссе и любой другой текст — важный и полезный навык не только для университетов, но и для жизни.
Мы сегодня в страшных количествах производим и потребляем текст. 80% нашей коммуникации — письменная, причем часто довольно низкого качества. Так, многие компании сталкиваются с тем, что у них сотрудники не могут ни вести толком внутреннюю содержательную документацию, ни понимать, что им пытаются сообщить коллеги. Им часто приходится тратить две-три итерации на то, чтобы выразить и донести простую мысль, которая отлично уложилась бы в одно короткое сообщение. И это проблема вполне серьезная и осознаваемая: несколько лет назад меня пригласила одна крупная корпорация провести для сотрудников тренинг по улучшению качества деловой переписки — для менеджмента было выгоднее заплатить мне довольно большую сумму, чем дальше жить с этим хаосом. В сущности, примерно то же мы делаем и на нашем курсе академического письма — показываем студентам, как структурировать хаос, как сводить информационный шум к ясным мыслям и убедительным аргументам. Часто думают, что предмет «академическое письмо» — это про то, как оформить формулу в LaTex или дать ссылку на использованную литературу в соответствии с ГОСТом. Но на самом деле это в первую очередь про то, как научить людей формулировать свои мысли и выражать их на письме, а кроме того, понимать чужие мысли.

Вообще, понимание написанного текста куда теснее связано с процессом написания текста собственного, чем принято считать. Качественное, глубокое понимание чужого текста достигается в два этапа: во-первых, нужно прочесть и подумать о прочитанном, а во-вторых, пересказать основные положения своими словами — пропустить их сквозь себя и заново сформулировать, то есть, в сущности, выстроить собственный текст. Никакого другого способа по-настоящему проникнуть в чужой текст, вытащить из него максимум информации не существует.
— Вы сказали, что эссе — одна из форм письменных работ, с которой человек сталкивается в университете. Математики, физики, историки, биологи — все должны писать небольшие тексты с грамотными формулировками, пониманием написанного и прочитанного. Что же такое эссе? К какому жанру литературы его можно отнести?
— Эссе — это сложный и довольно неоднородный жанр. В русской культуре за этим термином не закрепилось какого-то устойчивого определения, но если все же попытаться найти какой-то общий знаменатель, то точнее всего, пожалуй, будет сказать, что эссе — это письменное высказывание, содержащее в себе ясный тезис. Не стоит путать эссе со школьным сочинением. Сочинение — это, по сути дела, художественное высказывание, плавное и неторопливое рассуждение, не предполагающее какого-то однозначного аргументированного утверждения. Эссе же — это всегда тезис, ясный и убедительно подкрепленный.
— Какие есть «табу» при написании эссе? Что разрешено?
— Ну, они по большей части технические. К примеру, очевидно, что введение не может противоречить заключению, а если в процессе письма авторская мысль куда-то удрейфовала и концепция поменялась, важно это вовремя заметить и внести коррективы. Недопустим плагиат в любой форме,. Важно соблюдать четкое деление на абзацы — всегда должно быть видно и понятно, где и почему абзац начинается и заканчивается, какая в нем ключевая мысль. Хорошо, если автор умеет пользоваться контраргументом — это всегда выглядит эффектно и эффективно. Но, в целом, эссе не гомогенный жанр, у него есть разные типы и подвиды, и требования к ним тоже разные.
— В школе, в 5 классе, проходят три рода литературы: эпос, лирику и драму. А эссе — это скорее лирика или эпос — или, быть может, какой-то четвёртый род?
— Ох, ну, все же это касается художественной литературы, а эссе — жанр не художественный, его трудно уложить в эту «сетку». Для того чтобы написать хороший роман, драму или лирическое стихотворение, требуется литературная одаренность, некоторая языковая пластичность, особое словесное чутье. Для того, чтобы хорошо писать эссе, требуется только одно: ясно, структурно мыслить. Поэтому когда мои студенты начинают жаловаться, что они, дескать, не гуманитарии и тексты писать не могут, я всегда отвечаю: «Если бог дал мозгов выиграть Всерос по математике, то уж на то, чтобы написать хорошее эссе, он точно дал с запасом».

Читайте также