ТЕКСТ ДЕНИСА СМЕТАНИНА
Как историки пишут историю?
Казалось ли вам в школе, что история — это предмет из одних только дат сражений, заключений мирных договоров, революций и научных открытий? А историки — это люди, оперирующие исключительно фактами?

Порой создаётся впечатление, что профессиональные историки узнают всю необходимую им информацию из скрижалей или огромных пыльных томов книг, в которых отражена вся история человечества и каждого отдельного общества. Мало кто знает, что даже маленькая царапина на золотой монете или изменение одного символа может скрывать за собой целую систему взглядов и идей прошлых эпохи.
Источник фото: pixabay
Как же историки на самом деле выстраивают свои исследования и пишут историю для нас?
Как же историки на самом деле выстраивают свои исследования и пишут историю для нас?
Порой действительно кажется, что источником написания очередной исторической книги с популярным названием «Дьявольская материя: история одной ткани» (автор — М. Пастуро, французский историк-медиевист) стали уже пересказанные события и явления из десятка других научно-популярных книг и энциклопедий. Однако важно понимать: современные историки занимаются не пересказом истории сотворения мира до наших дней, но детально изучают различные явления и процессы из самых разных сфер человеческой жизни.

Так, некоторые исследователи в своих работах исследуют, как социальные различия и неравенство отображались в деталях костюмов людей эпохи Средневековья. Или, например, как неформальные социальные связи были встроены в процесс принятия решений различными органами управления Российской империи первой половины XIX в., и как «дружба» с влиятельными лицами запускала процессы реформ или издания ограничительных мер. Всё это — не просто история фактов или пересказ того, о чём уже написано. Как же тогда действуют учёные, занимаясь написанием «истории» какого-либо явления или процесса?

Для начала, учёный задумывается над определённым предметом изучения, исходя из самых разных причин: личного интереса, повышенного общественного внимания к теме вопроса или популярности в современном медиа-пространстве (например, возросший интерес к Средневековью после выхода сериала «Игра престолов»).

Предположим, что нам с вами интересны ведовские процессы в южной Германии середины XV в.

После определения темы происходит попытка сформулировать вопрос: зачем это изучать? Что я хочу выявить в ходе изучения этого явления? Что нам даёт изучение особенностей ведовских процессов в южной Германии пятнадцатого столетия, когда мы отвечаем на вопросы современности?

Затем историк должен сузить свою тему, ведь нельзя охватить необъятное. Так возникают более конкретные темы, например, «особенности ведовских процессов южной Германии второй половины XV в. на примере г. Нюрнберг».

При изучении исторических явлений важно смотреть на них «изнутри», пытаться понять людей той эпохи, ведь их мысли и верования, чувства, действия, сильно отличаются от наших. Даже устойчивые понятия и выражения, используемые нами сегодня, обладали совершенно иным значением в прошлом. Например, под «государством» сегодня мы имеем в виду все политические организации и структуры, которые управляются в соответствие с законодательством и ему подчинены. Если мы посмотрим на это же понятие глазами человека XVI или XVIII столетия, то под «государством» будет иметься в виду личная власть царя или короля, а также все его личные владения. Поэтому ошибочно считать, что Пётр I, говоря перед Полтавской битвой о долге «защищать государство и Отечество», имел в виду наши современные представления о Родине, стране и государственной политической организации.

Из приведённых выше примеров вытекает логичный вопрос: где и откуда можно почерпнуть «мысли» и «эмоции» людей ушедших эпох?

Здесь исследователь обращается к самым разным источникам — книгам и летописям, документам, грамотам, наследию устного народного творчества, дневниковым записям — и из них, путём текстологического анализа, пробует узнать, кем, когда и при каких обстоятельствах был создан этот источник, и что он может сказать об интересующих его явлениях. Например, чтобы узнать об особенности ведовских процессов южной Германии второй половины XV в., историк должен будет обратиться к материалам судебных трибуналов — протоколам допросов и заседаний, где подробно отражен весь процесс судопроизводства по обвинениям в колдовстве и ведовстве. Из этих материалов историк может узнать, как проходил сам процесс, какой был состав судей, какое социальное положение они занимали, были ли разные точки зрения у членов суда, какие доказательства виновности приводились, и как защита и сам подсудимый защищались.

Исследуя такой «незначительный» исторический сюжет, историк фактически изучает, как появилась современная модель открытого публичного состязательного судебного процесса.

Однако, ограничивается ли исследователь при разработке темы только лишь письменными источниками? Ответ на этот вопрос зависит от того, что историк изучает. Источником может стать что угодно: пространство храма или зала судебного заседания, личная переписка судей и адвокатов. Всё, что позволяет полнее и глубже раскрыть тот предмет изучения, который исследователь перед собой поставил. Например, для ведовских процессов будет интересно взять не только протоколы судебных заседаний, но и личные письма участников процесса, экстракты (выписки из судебных дел — прим. автора), а также различные судебные трактаты или инструкции, которые могли издаваться в то время. Чем больше источников, тем глубже и «доказательнее» авторская мысль, и тем ближе автор к ответу на поставленные вопросы.

Конечно, исследователь обращается к трудам предшественников и своих современников, чтобы выяснить, насколько проработан его исследовательской вопрос, при помощи каких подходов и методов он изучен, а какие аспекты остались неучтёнными предыдущими. Собрав базу из источников интересующей его эпохи и изучив состояние научной литературы по вопросу ведовских процессов на самых разных языках, историк окончательно уточняет и формулирует свой вопрос, после чего начинается кропотливое создание научного труда. Он становится своего рода сыщиком или следователем прошлого, пытаясь разобраться в хитросплетениях временных нитей различных событий и явлений.

Профессия более увлекательная, чем простое составление каталога фактов и событий в хронологическом порядке, не так ли?


О том, как же историки работают с архивными материалами в процессе написания книг, какой путь проходят авторские произведения перед тем, как попасть на прилавок книжных магазинов, и как стать историком — читайте в следующих материалах, посвященных вопросу — «Как историки пишут историю?» на сайте «Своими словами»!