Сорокина Алина Андреевна, 9 класс
Как профессионально провести интервью с человеком, который стал жертвой трудной жизненной ситуации?
Многие специалисты, которые не так давно «пришли» в журналистику, считают, что работа репортёра заключается в исключительном написании новостного материала, а для работы с людьми не нужны профессиональные знания и навыки. Но это вовсе не так! Любой репортёр должен уметь найти подход к каждому человеку, ведь на месте героя новости может оказаться чувствительный и ранимый человек, который перенёс трагические события, сильно отразившиеся на характере и личности.
Каждому профессиональному журналисту очень важно знать, как правильно составлять статьи и вопросы для интервью, чтобы не смутить героя беседы и не задеть его за «живое». Для этого ему, репортёру, следует соблюдать правила работы СМИ с текстами о людях, попавших в трудную жизненную ситуацию. В этой статье я как человек, имеющий богатый опыт общения с такими людьми, вам подробно распишу о них.
1
«Перед нами живой человек, у каждого своя реакция на перенесённый стресс»
1.1 Если ответ последовал отрицательный, то нужно обратиться к третьим лицам, например, к родственникам. Зачастую именно третьи лица помогают договориться о встрече с потерпевшим. Так, например, медиаэксперт Стив Бутти почти год пытался поговорить с племянницей жертвы насилия, а позже именно она помогла организовать интервью. Но если даже другие люди не могут повлиять на решение человека, у которого вы собрались брать репортаж, то на него ни в коем случае нельзя давить и заставлять сниматься для материала насильно. Не забывайте, что перед вами живой человек.
1.2 Если ответ последовал положительный, то нужно уточнить в каком конкретном месте герою репортажа комфортнее всего проводить беседу. Если с вами будут присутствовать операторы и помощники, то обязательно скажите об этом и расспросите у героя интервью желает ли он, чтобы они также присутствовали во время беседы.
2
Подготовка к интервью должна быть максимально организованной!
Профессиональный журналист обязан уважать личное время каждого человека, поэтому опаздывать на встречи запрещено. Лучше всего приезжать в назначенное место на час раньше, чтобы успеть и морально подготовиться к дискуссии, и расставить всю технику. Не забудьте перед началом интервью создать идеальные условия для разговора: когда герой программы явится, то предложите ему напитки, а также проследите за комнатной температурой. Ничего не должно помешать вашей беседе.
3
Не навреди!
И вот настало время самого разговора! Этот этап считается самым важным и серьёзным.
3.1 До того, как начать расспрашивать человека, у которого берете интервью, о том, что вас интересует, объясните, что материал, над которым производится работа, может быть опубликован! В самом начале беседы просто посочувствуйте герою, сказав: «Мне очень жаль, что вам пришлось пройти через это», либо «То, что произошло — ужасно, мне вас искренне жаль».
3.2 Обязательно нужно говорить не только об ужасном событии, произошедшем с человеком, но и о бытовых вещах. Знания о бытовых подробностях помогут не только завязать диалог, но и лучше разобраться в истории. Лучше спрашивать о работе, семье, друзьях — так вы будете располагать большим количеством фактов и информации.
3.2 Обязательно нужно говорить не только об ужасном событии, произошедшем с человеком, но и о бытовых вещах. Знания о бытовых подробностях помогут не только завязать диалог, но и лучше разобраться в истории. Лучше спрашивать о работе, семье, друзьях — так вы будете располагать большим количеством фактов и информации.
3.3 Не забывайте о личном пространстве и держите дистанцию! Помните о вежливости и о том, что не каждый человек хорошо относится к тактильному контакту.

3.4 Внимательно слушайте своего собеседника и записывайте все важные детали. Это может помочь вам и в продолжении диалога, и в составлении будущего новостного материала.

3.5 Воздержитесь от оценок! Не каждому человеку нужен судья. Не нагнетайте и так плохую ситуацию, не используйте в своей речи фразы, ужасающие атмосферу, например, «Кошмар! Он был так молод!». Не забывайте, что успокаивающие слова могут оказывать и противоположный эффект. Избегайте таких формулировок, как: «Ваш любимый человек находится в лучшем месте» или «Воля Божья». Слушайте больше, чем говорите.
3.3 Не забывайте о личном пространстве и держите дистанцию! Помните о вежливости и о том, что не каждый человек хорошо относится к тактильному контакту.
3.4 Внимательно слушайте своего собеседника и записывайте все важные детали. Это может помочь вам и в продолжении диалога, и в составлении будущего новостного материала.
3.5 Воздержитесь от оценок! Не каждому человеку нужен судья. Не нагнетайте и так плохую ситуацию, не используйте в своей речи фразы, ужасающие атмосферу, например, «Кошмар! Он был так молод!». Не забывайте, что успокаивающие слова могут оказывать и противоположный эффект. Избегайте таких формулировок, как: «Ваш любимый человек находится в лучшем месте» или «Воля Божья». Слушайте больше, чем говорите.
3.6 Избегайте использования в диалоге гипотез! Ни в коем случае нельзя предполагать, как можно было избежать «катастрофы», ведь так вы можете вызвать чувство вины беседующего. Журналисты не пророки, никто не застрахован от плохих событий.
3.7 Предложите пострадавшему материальную помощь. С вашей стороны это будет очень благородным поступком. Так вы своей работой не только раскроете глаза зрителям на ужасные события, происходящие в стране, но и сможете оказать посильную помощь пострадавшему.
3.8 Когда интервью подойдёт к концу, поблагодарите героя интервью за согласие помочь вам!
4
Не придумывайте!
Когда герой беседы рассказал вам всю правду, и материал записан, то настало время для написания новостного материала. На этом этапе правила не заканчиваются.
4.1 Роль журналистики — донесение до народа правдивой информации. Запрещено в своем материале «перекручивать» факты из интервью и вырывать слова из контекста для изображения человека в негативном свете. Это не только запрещено законом (распространение лживой информации), но и может стать «ударом в сердце» для героя беседы. Люди, попавшие в трудную жизненную ситуацию, и так подвержены стать жертвами депрессии и неврозов, поэтому воздержитесь от того, чтобы стать последней каплей.
4.2 Не указывайте в статье персональные данные вашего собеседника! Помните, что это уголовно наказуемо.

4.3 Используйте фотографии героя беседы для новостного материала только после его разрешения! Не все гости приемлят распространение их фотографий, особенно те, кто стали жертвами трудных обстоятельств.
4.2 Не указывайте в статье персональные данные вашего собеседника! Помните, что это уголовно наказуемо.
4.3 Используйте фотографии героя беседы для новостного материала только после его разрешения! Не все гости приемлят распространение их фотографий, особенно те, кто стали жертвами трудных обстоятельств.
5
Всегда оставайтесь людьми!
Именно этим правилом я хочу закончить статью для моих коллег и для тех, кто только вливается в журналистское общество. Не забывайте, что профессионализм журналиста заключается не только в написании «горячих» новостей, но и в умении правильно коммуницировать с людьми. Оставайтесь вежливыми и воспитанными, ведь сегодня жертвой трудной жизненной ситуации стал незнакомый перед вами человек, а завтра им окажетесь вы.
До новых встреч!
О чём пишут участники Чемпионата