To main content
текст арины петровой
Как учиться выражать свои мысли на письме с младших классов и зачем?
Растущая потребность в умении писать грамотно и лаконично влечёт за собой высокие ожидания по развитию этих умений. В первую очередь — от школы. Во многих странах умение излагать свои мысли на бумаге считается первостепенным среди основных задач образования. Например, в национальной учебной программе Норвегии развитие устной и письменной речи прямо определено как «ключевая компетенция», которая должна проникать во все предметы и на всех уровнях обучения.

Насколько это важно и как развивать умение выражать себя письменно? Ольга Гвинджилия, учительница русского языка и литературы в начальных классах московской школы № 2123 им. М. Эрнандеса, автор методических пособий, помогла нам найти ответ на этот вопрос.
Ольга гвинджилия
«На самом деле существует огромное количество письменных работ. Например, придумывание истории в стилистике определённого литературного или фольклорного жанра.
Мы с ребятами разбираем, как устроена скороговорка, считалка или загадка, разбираем все законы этого жанра, а потом пытаемся сочинить свой текст. Есть сочинения, построенные в рамках подражания тому или иному автору. После того, как мы читаем стихи Саши Чёрного и видим, что в стихотворении есть много глаголов в начальной форме, мы проходим эту форму глаголов и пробуем себя, подражая поэту.
Тут на первый план выходит задача не столько авторская, сколько личностная: показать, что тебе нравится, как ты воспринимаешь мир, но при этом соблюдая определенные законы. С одной стороны, это свобода, а с другой — определенные ограничения в рамках жанра.
Один из жанров, с которыми я работаю — это листикл. Прекрасный способ систематизировать мысли на письме. Чтобы составить листикл, нужно выбрать тему, сформулировать ее, а потом найти доказательство: 7 причин выучить русский язык, 5 книг, в которых хочется поселиться, 4 способа найти друзей. Это удобный жанр, который помогает выстроить логическую речевую цепочку.

Подобных видов работ в начальной школе очень много, самое важное — понять, для чего и когда писать.

Часто проблема заключается в том, что у детей нет потребности в письменном выражении своих мыслей, а также нет некой базы, на которой эти мысли могут появляться. Для того, чтобы писать, нужно иметь мысли, а понять, какие у тебя есть мысли, и сформулировать их, бывает очень сложно.

Иногда сложности начинаются с того, что ребенок не знает, что ему придумать. Очень многие тормозятся на ступени придумывания идеи. Например, как будет выглядеть герой, куда он пойдет, что с ним там случится? Это все нужно сочинить. Научить творчеству очень сложно: есть люди, которые рождаются с желанием сочинять и придумывать. Они, как правило, очень легко подхватывают все творческие идеи и получают от этого колоссальное удовольствие. А есть дети, которым это не нравится и тяжело дается. Бывает и так, что ребенок прекрасно говорит, но письменно не работает совсем, потому что ему трудно выразить свои мысли на бумаге.
Письмо требует совсем не таких умений, как устное пространство, и умения эти выстраиваются гораздо медленнее. Основная задача начальной школы — развить у ребенка эти необходимые навыки и дать ему возможность постепенно от устного выражения своих мыслей перейти к письменному.
Получается, что сегодня этому надо учить, причем очень серьезно, последовательно и постепенно».

Читайте также