Один из жанров, с которыми я работаю — это листикл. Прекрасный способ систематизировать мысли на письме. Чтобы составить листикл, нужно выбрать тему, сформулировать ее, а потом найти доказательство: 7 причин выучить русский язык, 5 книг, в которых хочется поселиться, 4 способа найти друзей. Это удобный жанр, который помогает выстроить логическую речевую цепочку.
Подобных видов работ в начальной школе очень много, самое важное — понять, для чего и когда писать.
Часто проблема заключается в том, что у детей нет потребности в письменном выражении своих мыслей, а также нет некой базы, на которой эти мысли могут появляться. Для того, чтобы писать, нужно иметь мысли, а понять, какие у тебя есть мысли, и сформулировать их, бывает очень сложно.
Иногда сложности начинаются с того, что ребенок не знает, что ему придумать. Очень многие тормозятся на ступени придумывания идеи. Например, как будет выглядеть герой, куда он пойдет, что с ним там случится? Это все нужно сочинить. Научить творчеству очень сложно: есть люди, которые рождаются с желанием сочинять и придумывать. Они, как правило, очень легко подхватывают все творческие идеи и получают от этого колоссальное удовольствие. А есть дети, которым это не нравится и тяжело дается. Бывает и так, что ребенок прекрасно говорит, но письменно не работает совсем, потому что ему трудно выразить свои мысли на бумаге.