Готовить школьников к олимпиадам и участвовать самой: Личная история Аделины Гарифуллиной
Готовить школьников к олимпиадам и участвовать самой: Личная история Аделины Гарифуллиной
Аделина Гарифуллина – участница Суперфинала третьего сезона – поделилась с нами эмоциями о том, каково участвовать в Чемпионате второй раз, и рассказала, как ей удаётся совмещать лингвистику и экономику.
С чего начался твой олимпиадный путь?
С чего начался твой олимпиадный путь?
С первого класса я участвовала в республиканских олимпиадах почти по всем предметам и частенько становилась победителем или призёром. В 7-м классе случился «застой»: из уже знакомых олимпиад я выросла (в них можно было участвовать только с 1-го по 6-й класс), а про перечневые ещё не знала. Однако спустя год поисков я наконец разобралась в новых олимпиадных возможностях и начала пробовать себя в них.
Ты участвуешь в олимпиадах по лингвистике и экономике – откуда появился интерес к этим предметам?
Ты участвуешь в олимпиадах по лингвистике и экономике – откуда появился интерес к этим предметам?
В 8-м классе я в первый раз задумалась о своих планах – начиная с экзаменов в 9-м и заканчивая поступлением в университет. После разговора с родителями решила обратить внимание на экономику и попробовать пройти курс «Экономика для неэкономистов» на платформе «Открытое образование». И меня затянуло!

Лингвистикой и русским языком я начала интересоваться ещё в начальной школе и в 6-м классе вышла на региональный этап ВсОШ (для 6-классников – завершающий), но пропустила его из-за болезни. При этом осознанно заниматься подготовкой к олимпиадам по этому профилю я начала буквально за 2 месяца до этого. Переломным моментом стал статус абсолютного победителя межрегиональной олимпиады КФУ по русскому языку.
Как ты узнала о Чемпионате сочинений и почему решила принять в нём участие?
Как ты узнала о Чемпионате сочинений и почему решила принять в нём участие?
Про Чемпионат я узнала как раз в процессе поиска новых доступных мне олимпиад. Тогда я и представить не могла, что окажусь на финале, думала – дойду максимум до регионального этапа, там и провалюсь. После яркого и насыщенного второго сезона «Своими словами», я не могла не принять участие снова в этом году.
Готовилась ли ты к «Своими словами»?
Готовилась ли ты к «Своими словами»?
Целенаправленно к Чемпионату я не готовилась, но регулярно писала посты на разные темы в свой Телеграм-канал, который создала, чтобы «набить руку». Вскоре, помимо обычных постов, я начала публиковать стихотворения.
Я пишу обо всём, что встречаю в жизни и на чём хочу заострить своё внимание. Это и инсайты по тайм-менеджменту, основанные на личном опыте, и адаптация интересных выступлений англоязычных спикеров, и посты про нейросети (хотя от IT я далека). Да, иногда бывает сложно, приходится подолгу перечитывать и редактировать тексты, но оно того стоит! Мне нравится ставить перед собой сложные задачи и гордиться тем, что я с ними справилась.
А о чём ты писала в сочинении?
А о чём ты писала в сочинении?
Несмотря на прошлогодний опыт, задания финального этапа третьего сезона сильно удивили меня. В этот раз мне нужно было представить, что некоторое лингвистическое явление было открыто раньше, чем это случилось на самом деле, и написать об этом статью от лица человека из любой эпохи.

Выбор пал на теорию лингвистической относительности (попытка установить связь между языком и мышлением, или языком и познанием, доказать, что язык влияет на мышление – прим. ред.) – как позже выяснилось, многие финалисты этого года писали о том же. А раскрывала я её от лица Александра Сергеевича Пушкина. Тут мне пригодились не только знания в области лингвистики, но и опыт написания стихов – разнообразила сочинение своими стихотворениями.
Какие были эмоции, когда ты узнала, что едешь на Суперфинал?
Какие были эмоции, когда ты узнала, что едешь на Суперфинал?
Я прыгала от радости, потому что сразу представила насыщенную неделю в Клязьме. Ожидание итоговых результатов оказалось очень напряжённым, мой балл был не самым высоким, а подпись «у 468 участников балл выше, чем у тебя» нагнетала обстановку ещё сильнее. Апелляция сыграла ключевую роль в моём попадании на Суперфинал. В своём сочинении я решила немного стилизовать аргументы, но по комментариям проверяющих поняла, что не все мои аналогии были восприняты корректно. Поэтому в апелляции я пояснила их и добавила ссылки на источники. Добавленные 4 балла дотянули мой балл до проходного.
На второй день Суперфинала все участники приступили к командному этапу. Как он прошёл для тебя?
На второй день Суперфинала все участники приступили к командному этапу. Как он прошёл для тебя?
На командном этапе нам нужно было создать арт-высказывание на социокультурную тему. Первые полтора часа наша команда потратила на осмысление задания и составление плана работы. После этого работа пошла быстрее и к 10 вечера мы поставили перфоманс про буллинг в социальных сетях. Однако после того, как мы показали постановку нашему тьютору и получили от него обратную связь, поняли, что движемся не туда. Наших актёрских навыков было недостаточно, а сама тема была раскрыта довольно банально – и мы решили полностью поменять концепцию. Несмотря на то, что времени оставалось не так много, мы были совершенно спокойны. Более того, вся команда сидела и смотрела «Офис». После недолгого брейншторма новой идеей стала пародия на этот сериал – в ней мы смогли оригинально раскрыть не только саму проблему, но и каждого участника нашей команды в комедийном стиле.
Удалось сработаться с командой?
Удалось сработаться с командой?
Если честно, было сложно – у всех разные идеи, мысли, подходы. Причём кто-то продвигает их излишне активно, а кто-то вообще не озвучивает своё мнение. Волнения добавляла суматоха и неравномерное распределение обязанностей. Но ничто так не сближает, как убитые 10 часов командного этапа. Осознав это, мы успокоились, начали работать последовательно и стали, наконец, командой. И в итоге мы получили 19 из 20 баллов. После этапа мы с моей командой остались в хороших отношениях: с некоторыми ребятами я продолжаю общаться до сих пор.
Каково было снова приехать в РАН на церемонию награждения?
Каково было снова приехать в РАН на церемонию награждения?
На награждении я испытала полный спектр эмоций: от искренней радости за победу друзей, до огорчения от того, что мою фамилию так и не назвали. Но грустила я всё-таки меньше, чем радовалась! Всё благодаря поддержке вожатых, друзей и родителей. К тому же для меня это не последний сезон в качестве участника. Проигрыш с 69,5 баллами в итоге дал мне много мотивации и почвы для размышлений. По дороге домой я написала большой пост-рефлексию, а потом ещё статью про нейросети, чтобы окончательно в них разобраться после задания на индивидуальном этапе.
Помимо участия в олимпиадах, ты ещё и устраиваешь командные соревнования в своей школе. Как они проходят?
Помимо участия в олимпиадах, ты ещё и устраиваешь командные соревнования в своей школе. Как они проходят?
Само соревнование строится на решении одного кейса и презентации его решения. Особенность в том, что оценивается не только результат работы, но и сам процесс — работа команды как единого организма, а не каждого её участника по отдельности. Организовывают эти олимпиады учителя, а старшеклассники им помогают и иногда выступают в качестве экспертов: оценивают работу по готовым критериям. Сначала я была участницей этих состязаний, после перешла на сторону организаторов. Новая роль эксперта мне очень понравилась, я подошла к ней со всей ответственностью и старалась применить свой опыт участия в олимпиадах. Это заметила и педагог-руководитель, поэтому она начала приглашать меня и мою подругу на другие игры — на нас возлагается всё больше и больше ответственности. Так, в 9-м классе мы сначала провели вводную игру для 5-х классов, где рассказали про организацию работы и дали советы, а после провели несколько вводных игр и для других параллелей. На этом этапе мы поняли, что критерии, по которым всегда работали, не самые объективные и полные. Близился главный турнир года, к которому мы решили основательно подготовиться: переписать критерии и изменить подход к оцениванию работы. Мы обсудили наши нововведения с учителем, и она помогла нам с подбором заданий.

И наши старания окупились!
Как ты готовишь собственную команду для участия в командных олимпиадах?
Как ты готовишь собственную команду для участия в командных олимпиадах?
Ежегодно в Набережных Челнах проходят Региональные олимпийские игры учащихся школ развивающего обучения, где, помимо обычных индивидуальных олимпиад, проходит и командная. Правила такие же, как на внутришкольных состязаниях, но соревнуются уже ученики 5−7-х классов из разных городов. В этом году подготовкой двух команд от нашей школы занимались мы с подругой — в течение трёх недель проводили занятия разного формата: от теоретических лекций по оформлению плаката и роли спикеров до практических занятий, в ходе которых мы совместно с ребятами решали кейсы. В итоге ребята получили 2-е и 3-е места среди 20 команд.
Какие у тебя планы на следующий учебный год?
Какие у тебя планы на следующий учебный год?
Планы типичного олимпиадника: продолжать заниматься и улучшать свои результаты. А ещё развиваться в писательстве и продвигать командные олимпиады. Надеюсь, год получится продуктивным.
Над материалом работали:
Над материалом работали:
  • Ангелина Бабина
  • Алина Сорокина