Молодежная редакция «Своими словами»
От стажировки на заводе до путешествия в Москву:
Личная история Ильи Водопьянова
Мы открываем новую постоянную рубрику — «Личные истории», в которой мы будем узнавать у участников Чемпионата об их впечатлениях от этапов, о том, как они узнали о ВЧС и как «Своими словами» помог и изменил их.
Узнаем у Ильи, финалиста второго сезона, который уже успел выпустить своё приложение для помощи при подготовке к ЕГЭ, что Чемпионат помог ему осознать и что хуже — застой или регресс?
Как ты узнал о Всероссийском чемпионате сочинений «Своими словами»?
Как ты узнал о Всероссийском чемпионате сочинений «Своими словами»?
Скорее всего, из TikTok — в то время я очень редко открывал его и зашёл буквально в первый раз за неделю, и первый-второй видос, который попался, был как раз про Чемпионат сочинений.
В каких еще олимпиадах ты участвовал и какая понравилась тебе больше всего?
В каких еще олимпиадах ты участвовал и какая понравилась тебе больше всего?
Ох, на самом деле их было много. В основном это были олимпиады по программированию, связанные с IT.

Хотелось бы рассказать предысторию того, почему я начал заниматься олимпиадами. В 2018 году я узнал от учителя по информатике в школе о двухгодичных курсах по программированию в Лицее Академии Яндекса и решил подать заявку. Это был суперский опыт — именно тогда я понял, что мне очень интересно заниматься программированием и начал задумываться о том, где хотел бы строить карьеру.

В конце первого года одногруппники посоветовали мне проекториум ДГТУ (Донской государственный технический университет в Ростове-на-Дону). Они проводили двухнедельный конкурс среди студентов совместно с нашим местным заводом Ростсельмаш (производит сельскохозяйственную технику), что-то вроде хакатона с кучей кейсов. Один из них был айтишный, мы с однокурсниками решили участвовать и победили. Нам было по 14−15 лет, нас наградили гран-при и пригласили работать на Ростсельмаш, чтобы продолжить проект, который мы представили на хакатоне. Такой крутой опыт — это меня очень замотивировало.
После этого было огромное количество IT олимпиад, но среди моего богатого олимпиадного опыта я выделяю «Своими словами», потому что это была особенная олимпиада в моей жизни и вообще что-то необычное для меня.
Получается, как раз с этой практики при университете ты почувствовал, чем именно тебе нравится заниматься?
Получается, как раз с этой практики при университете ты почувствовал, чем именно тебе нравится заниматься?
Я тогда почувствовал, что могу этим гореть. Мне не нравится работать над тем, что приходится из себя выдавливать, потому что в таком случае результат обычно получается не самый лучший.

Когда нас пригласили работать на Ростсельмаш, я мог проводить за работой буквально день и ночь. И именно тогда понял, что могу заниматься IT без остановки и не угасать. Плюс я работал не только с кодом, но и с командой и заказчиками. Оказалось, что менеджерство мне нравится не меньше.

Мне не то чтобы захотелось сделать своё приложение, чтобы прославиться — просто я люблю делать штуки, которые могут быть полезны как мне, так и кому-то ещё.
Тебя так сильно увлекает IT, но ты выбрал направление «Психология» на ВЧС. Почему?
Тебя так сильно увлекает IT, но ты выбрал направление «Психология» на ВЧС. Почему?
Правда необычно, понимаю! Летом 2021 года я понял, что хочу научиться писать, потому что я умею прогать, и захотелось прокачаться ещё и в текстах, поэтому начал искать способы и возможности практиковаться.

Во-первых, тогда я создал канал в Телеграме и начал туда записывать размышления, в основном что-то философское — про поиск себя, понимание себя, мира и создание своего мировоззрения. А осенью я узнал о Чемпионате. Канал — это же сочинение, по сути, какой-то текст о важном, о том, что тебе нравится. Я понял, что могу писать о психологических и философских штуках, потому что замечаю какие-то интересные вещи и могу о них рассказать. И сделал вывод, что если могу написать о чём-то важном, крутом и полезном, то в случае с Чемпионатом это будет психология.
На Чемпионате была популярна тема метапредметности. В твоих ответах слышится голос и гуманитария, и технаря. Не могу пока разобраться, кого больше. Как ты сам думаешь?
На Чемпионате была популярна тема метапредметности. В твоих ответах слышится голос и гуманитария, и технаря. Не могу пока разобраться, кого больше. Как ты сам думаешь?
Я скептически отношусь к этому разделению, но поразмышлять могу. Несмотря на тексты и взаимодействие с людьми, у меня определенно технарский мозг. Я обожаю математику, в школе это был самый любимый предмет, хотя с физикой, кстати, не ладится. При этом у меня развивается и гуманитарная «часть».
Еще в своем рассказе ты упоминал, что при работе с командой на Ростсельмаш ты взял на себя роль организатора в команде. А что ты можешь рассказать о распределении ролей на финале Чемпионата? Удалось ли тебе занять ту же лидирующую должность или ты предпочёл быть «серым кардиналом»?
Еще в своем рассказе ты упоминал, что при работе с командой на Ростсельмаш ты взял на себя роль организатора в команде. А что ты можешь рассказать о распределении ролей на финале Чемпионата? Удалось ли тебе занять ту же лидирующую должность или ты предпочёл быть «серым кардиналом»?
Руководить можно по-разному. Я это, кстати, тоже стал узнавать, потому что начал интересоваться психологией и больше понимать людей, больше интересоваться деталями. Я очень ждал проектную часть на Чемпионате, потому что чувствовалось, что многие люди тоже горят тем, чем они занимаются. В моей команде был человек, который тоже жутко загорелся проектом, и я чувствовал, что мы генерируем вдвоём кучу энергии, идей и вдохновения, и здесь я руководил меньше. Я успел себя почувствовать тем самым «серым кардиналом», но ощущал себя больше как цемент в кирпичной стене. Потому что он помогает каждому кирпичику занять свое место и сгладить все шероховатости. Это тоже про руководство, но скорее про организацию и вдохновение. Я сейчас активно думаю над тем, чтобы придумать, как попрактиковаться в работе не только в самом коде, но и в том, чтобы руководить командой.
Давай теперь перейдем к твоему приложению — «Ударения ЕГЭ». Как оно возникло: из-за твоей личной сложности с изучением ударений или ты видел, что твои одноклассники с этой темой испытывают сложности?
Давай теперь перейдем к твоему приложению — «Ударения ЕГЭ». Как оно возникло: из-за твоей личной сложности с изучением ударений или ты видел, что твои одноклассники с этой темой испытывают сложности?
Всё началось с меня — я сам мучаюсь с этим страшно. И поэтому, когда я узнал, что в ЕГЭ будет задание на ударение, у меня сердце ёкнуло.

Изначально было безумно простое приложение, там просто был список слов, где к каждому слову нужно подобрать ударение. Просто подумал о том, что мне было бы удобно использовать, и сделал это. Потом я понял, что многим людям это тоже будет интересно, как-никак я нахожусь в этой обстановке, где все готовятся к ЕГЭ, где у всех есть похожие проблемы, поэтому я решил расширить приложение. Поспрашивал у друзей, что они там хотели бы видеть, а также посоветовался со своим репетитором по русскому языку и начал дорабатывать приложение.

Поэтому получилось не только решить проблему для себя, но и помочь другим людям. Но самое интересное, что на экзамене мне попалось ошибочное ударение в слове «торты». То есть, я столько сил в это вложил: создал приложение, доработал его, распространил, сам всё время занимался с ним, а попались «торты». Я знал это с 8 класса.
Можешь сейчас поделиться какими-то планами относительно приложения или всё пока находится только в мыслях, в разработке?
Можешь сейчас поделиться какими-то планами относительно приложения или всё пока находится только в мыслях, в разработке?
В телеграм-канале я писал новости о приложении, но сейчас всё застопорилось из-за лета. А последнее, что я сделал — категории заданий. Изначально это были только ударения, потом я стал добавлять ещё задания на окончания, то есть, на морфологические нормы, и есть ещё пара идей, как расширить приложение. Такой формат приложения, где ты за пару минут можешь что-то подучить, подтянуть, кажется мне наиболее эффективным.
Мы хотели чуть подробнее расспросить о твоих проектах, потому что ты упомянул, что их много — расскажешь о них?
Мы хотели чуть подробнее расспросить о твоих проектах, потому что ты упомянул, что их много — расскажешь о них?
Да, конечно. Был ещё один крупный проект, но уже для школы. Я обнаружил, что в моей школе есть страшная проблема с мониторингом отсутствующих — у нас каждый день назначают дежурных, которые ходят по кабинетам и собирают списки тех, кого нет. И я решил, что это как раз то, что мне под силу оцифровать. Мы вместе с завучами проработали техническое задание, и я сделал веб-систему, а потом приложение, где можно отмечать отсутствующих в классе. После запуска, тестирования и исправления, эта штука заработала в школе, и теперь завуч видит оцифрованную таблицу вместо огромного количества папок и листов.
То есть получается, что уже в 17 лет у тебя существует такой проект, который глобально может заработать по всей стране и принести очень большую пользу школам и её работникам.
То есть получается, что уже в 17 лет у тебя существует такой проект, который глобально может заработать по всей стране и принести очень большую пользу школам и её работникам.
Да. Проекты — это, в первую очередь, про внимательность, потому что нужно найти проблему, от которой кому-то плохо и которую можно решить с помощью твоего проекта.
Вернёмся к Чемпионату — какие эмоции ты испытывал на командном этапе и в целом на финале?
Вернёмся к Чемпионату — какие эмоции ты испытывал на командном этапе и в целом на финале?
На самом деле это было офигенно комфортно! Несмотря на все трудности, я чувствовал себя в своей тарелке. Помимо того, что успел побывать в другой роли в рамках команды, я и в целом на Чемпионате успел почувствовать себя в другой роли по жизни: я долгое время думал, что чувствую себя комфортнее наедине с собой или в близком кругу друзей. Благодаря Чемпионату я понял, что в компаниях мне тоже может быть очень круто! Я перезнакомился с огромным количеством людей, постоянно был в толпе, общался с новыми людьми и, как ни странно, вообще не устал.

Если ты хочешь делать какие-то крутые вещи, готов общаться и много пробовать, то нужно быть готовым к тому, что всё может пойти не так. Командный этап как раз этому научил, и тогда я для себя сформулировал, что хаос — это круто!

Я себе представляю какой-то сёрфинг, и если ты хочешь драйва и динамичности, то нужно быть готовым к тому, что вокруг будут волны, и, возможно, даже шторм!
Судя по твоим словам, Чемпионат дал тебе очень многое. Что он в тебе поменял?
Судя по твоим словам, Чемпионат дал тебе очень многое. Что он в тебе поменял?
Кроме того, что я уже назвал выше, я сформулировал для себя жизненное правило — «застой хуже регресса». Люблю изучать что-то новое и стремлюсь пробовать себя в новых сферах, потому что свой смысл жизни вижу в том, чтобы совершенствоваться, развиваться и делиться этим с другими. Невозможно развиваться, если стоишь на месте.

А ещё, я отправился в первое самостоятельное путешествие. На неделю я сам отправился в Москву, которая находится за тысячу километров от дома, и понял, что мечтаю путешествовать. Когда я думаю об интересах и профессии в своей жизни, я параллельно размышляю — а смогу ли я потенциально с этим путешествовать?
Получается, ВЧС затронул даже те сферы жизни, о которых ты и не думал? Вроде «Своими словами» — всего лишь олимпиада, но при этом она меняет и интересы, и взгляды.
Получается, ВЧС затронул даже те сферы жизни, о которых ты и не думал? Вроде «Своими словами» — всего лишь олимпиада, но при этом она меняет и интересы, и взгляды.
Определённо. Круто то, что организовали олимпиаду так, что неделю мы жили все вместе, всё время находились в коннекте друг с другом. Это совсем не то же самое, когда сидишь дома, пишешь проект и отправляешь на конкурс.
Ты ждал результатов?
Ты ждал результатов?
Да, я верил всей душой, что попаду в финал. Верил не зря. Моя главная цель была — повеселиться, а о проигрыше я рассуждал спокойно. Ведь чем больше участников, тем сложнее и необычнее. Я понимал, что нужно быть готовым ко всему. Когда я узнал, что мне не хватило двух баллов до призёрства, я, конечно же, расстроился.

Обидно — всего лишь два балла! Но опыт всё равно был великолепным и значительно перевесил переживания из-за двух недостающих баллов.
Над материалом работали:
Над материалом работали:
Анастасия Крадинова,
Ангелина Бабина
Алина Сорокина
Редактор:
Дарья Конева