— Секрет в том, что не удавалось.
В первом полугодии одиннадцатого класса я забыла обо всём, кроме ЕГЭ. С сентября по декабрь я очень много пахала, в особенности по литературе. Я даже не знала, что мой мозг может запомнить такой объём информации.
Я просто училась целыми днями: ходила в школу, приходила днём и до полуночи сидела за уроками. В какой-то момент начала ставить эксперименты над своим режимом, потому что это было очень тяжело: и физически, и морально. Я думала, мне станет легче, если я буду, например, ложиться спать в 21:00, а вставать в 4:00, чтобы сделать что-то перед школой. Но легче не стало, а даже наоборот — состояние сильно ухудшилось.
По поводу олимпиад — в 10-м классе мы с девочками участвовали в Кейс-чемпионате, дошли до финала и благополучно забыли. А в 11-м классе я отказалась, и команда участвовала без меня, а потом оказалось, что все финалисты прошлого сезона проходят в следующем году без регионального этапа и есть возможность выиграть в номинации «Лучшее дизайн-решение» и поступить в Вышку на «Дизайн». Я подумала: «Ну ладно, просто сделаю им презентацию как надо». И это решение сыграло не в мою сторону — я оказалась в ужасном эмоциональном состоянии из-за усталости. Я надеялась, что отдохну хотя бы на новогодних каникулах, а потом снова в бой — разгребать долги. Но в итоге я ничего не делала: сил не было.
Я решила дать себе отдохнуть, и спустя две недели немного восстановилась и в прежний ритм подготовки я уже не вернулась. Я поняла, что доведу себя до чего-то страшного, и решила, что не такой ценой я хочу добиться хороших результатов ЕГЭ. Затем я уехала на смену в Артек, и меня это очень спасло.
Наверное, секрет — умение балансировать между учёбой и общением с друзьями. Но сама я не знаю, как добиться гармонии. У меня синдром отличницы, я всю жизнь привыкла окунаться в омут с головой. Когда ты начинаешь готовиться, то у подготовки конца и края нет. Ты начинаешь думать: «Если я сейчас это не сделаю, а вдруг мне это потом попадётся?». Это замкнутый круг.
Остальные полгода я готовилась уже не с таким напрягом. Скажу больше — я перестала готовиться к литературе совсем и в середине февраля ушла с курсов. Я решила просто забить, потому что у меня появилось отвращение к предмету. Я думала, что лучше сдать хорошо русский язык или обществознание. А литературу — сдам как сдам.
К олимпиадам изначально было спокойное отношение: выстрелит — хорошо, нет — значит нет.