МАТЕРИАЛ ПОДГОТОВИЛА МАРИЯ РУСАНОВА
Марафоны желаний и курсы денежного мышления: зачем люди покупают курсы личностного роста?
Сегодня всё большую популярность приобретают продукты от блогеров в Instagram, посвящённые саморазвитию, психологии и эзотерике. Это гайды, вебинары, курсы
и марафоны. Часто авторов подобных продуктов называют «инфоцыганами» и обвиняют в том, что они «продают воздух».


Мы решили узнать, каким был опыт участниц марафонов Елены Блиновской, автора популярных марафонов по личностному росту, а также спросили у маркетолога и психолога, зачем люди покупают инфопродукты и как участникам «Своими словами» обезопасить себя от ложных надежд и обещаний.


Анастасия (имя героини изменено), участница марафона Елены Блиновской «Расширение финансового сознания»
«Я решила купить этот марафон, потому как поняла, что мне нужно больше денег, а у меня не было идей, как я могу их заработать. Я хотела расширить свое финансовое сознание.

До начала марафона я была практически уверена, что нашла ту волшебную палочку, которая поможет изменить мою жизнь. На марафоне я выполняла различные задания. Вот пример нескольких из них: выпишите 77 вариантов дополнительного заработка или напишите, каким образом вы бы хотели, чтобы вам приходили деньги: чтобы вам дарили подарки, чтобы вы находили деньги, чтобы вы их выигрывали, чтобы их зарабатывали. Мысль была такая: деньги не всегда можно только заработать, надо просто развивать свою денежную энергетику и быть уверенным, поскольку денежный доход не всегда означает работу.

Мне не очень пошла на пользу учебная деятельность. Я старалась выполнять все задания, даже первое время была уверена, что у меня всё получится. Как все говорят, надо визуализировать, фантазировать, позволять себе большие траты, у меня такое было. Но, честно говоря, я больше потратила денег, чем заработала, да и денег не прибавилось.


В первое время я была воодушевлена, мне казалось, что
я самый богатый человек в мире, но потом все сошло
на нет.
Я начала видеть реальные факты, а не свои фантазии. У меня ничего не поменялось, и, помимо этого, по завершении марафона у меня началась депрессия. Я нанесла серьёзный ущерб своему ментальному здоровью. Ожидании были огромные, а реальность — вообще другая.

Эти марафоны подходят не всем. Как минимум они не подходят людям, у которых есть склонность к ментальным нарушениям. Мне хочется верить, что я не одна такая. Мой совет — не строить большие ожидания, возможно, параллельно работать с психологом».
Яна Шагова, психолог, автор телеграм-канала
«Со мной всё в порядке!»
«Люди, покупающие подобные продукты, могут быть совершенно разными. Их объединяет наличие каких-то проблем, обычно собранных за довольно долгое время, которые хочется побыстрее решить.Часто у людей копится отчаяние: проблема существует годами, решить её своими силами не получается. Психологам и финансовым консультантам на постсоветском пространстве доверяют немногие.
Инфопродукты в форме "денежных марафонов" или "тренингов исполнения желаний" кажутся более безопасным вариантом: они дешевле регулярной психотерапии, длящейся годами.
Их результат можно оценить быстрее, поскольку они рассчитаны на короткий срок.

Желание решить трудности одним рывком существовало всегда, просто с развитием интернет-технологий стали доступны самые удобные форматы: онлайн-инфопродукты, для участия в которых даже не нужно выходить из дома.

Курсы в виде марафонов и тренингов-интенсивов отличаются между собой. Иногда ведущие подобных мероприятий предлагают участникам очень примитивные и манипулятивные, а порой и небезопасные приёмы. Особенно этим грешат "женские" и "мужские" тренинги.

Некоторые потоковые тренинги, созданные по образцу лайфспринга («приведи друга и получи скидку»), набирают по 50-100 участников. Разумеется, при таком количестве людей ведущий не может следить ни за эмоциональным состоянием участников, ни даже просто за выполнением заданий.

В то же время качественные и более безопасные вебинары могут действительно послужить первым шагом к решению проблем. Марафон или тренинг не может заменить длительную работу над собой, но может дать новый взгляд на ситуацию. Когда первые шаги в решении проблемы начинают приносить результат, у человека появляется больше уверенности в своих силах и веры в возможность изменений. Создатели таких инфопродуктов часто имеют искренний интерес к своему делу. Играет роль и то, что инфопродукты — хороший способ заработка: вебинары и онлайн-тренинги позволяют собирать довольно большие группы участников и не требуют аренды помещения.
Желание заработать само по себе не является ничем плохим и не исключает ни профессионализма, ни желания помочь людям. Неэтичным является лишь заработок
в ущерб качеству или тот, в результате которого наносится вред участникам.
Признаки качественного инфопродукта:

1) Тема работы чётко сформулирована и не охватывает все сферы жизни сразу

2) ведущие не обещают перемены всей жизни за короткие сроки и других несбыточных вещей

3) тренинг или марафон не построен по принципу финансовой пирамиды («приведи друзей и получи скидку»)

4) методы решения проблем не должны включать рискованные советы, предполагающие манипуляцию другими людьми или ставящими под угрозу жизнь и здоровье участников: уехать без денег и документов в другой город, сесть в машину к незнакомому человеку.

5) также участников не должны унижать или оказывать на них давление: например, внушать, что, если они не купят следующий, более дорогой курс, значит, они просто не хотят развиваться»


Светлана Иванова (имя героини изменено), участница марафона желаний
Елены Блиновской
«Почему я решила купить этот марафон? Во-первых, его мне порекомендовала моя подруга, у которой друзья и знакомые его проходили, и он им очень понравился. Во-вторых, он мне достался за половину стоимости, потому что одна девушка не захотела проходить, я прошла его вместо неё.

Что я делала на марафоне? Слушала аудиолекции в чате в WhatsApp. Лекции записывала сама Блиновская. Там поднимались теоретические вопросы, было огромное количество примеров из книг, тренингов, из ее жизни. Были также задания, которые надо выполнить в течение трёх дней: это было единственное условие нахождения на марафоне. Задания надо было присылать в другой чат, где куратор их проверяла. Если ты сделал что-то не так, тебе напишут, чтобы ты исправил работу. После этого ты переделываешь и отправляешь обратно до тех пор, пока задание не будет сделано правильно.

Задания были самые разные: написать свои желания очень много раз, пока у тебя не будет идеальной формулировки, идеального желания в соответствии со всеми твоими, а не навязанными извне потребностями. Было несколько заданий на проработку страхов, на мониторинг всей твоей жизни с помощью колеса жизненного баланса. Были задания на проработку установок, которые закладывались на протяжении всей жизни. Это были задания на работу с головой, а не «присесть пятьдесят раз» или «пойти подарить кому-то подарок». Ты можешь сделать все задания за своим рабочим столом.

Я проходила марафон ровно год назад, в прошлом сентябре, и могу сказать, что это было очень крутое время. Ты успеваешь абсолютно все, ты максимально продуктивна, делаешь все на позитиве. Ты не думаешь про бытовые проблемы, точнее, их просто не замечаешь. Да, ты их решаешь, но это происходит как-то само собой, тебя это не нагружает. Ты весь для себя, для других, для жизни, и это, конечно, круто.
Я узнала о ряде практик и упражнений, которые и по сей день использую. Например, задания на проработку страхов. Ты пишешь все свои страхи, даже самые глупые, не менее 10, а в конце фразу: «Это всего лишь
мои страхи».
Или гиперболизация как инструмент. Допустим, если боишься ехать
в путешествие, потому что потеряешься, представляй, как ты гуляешь, как тебя украли, тебе разбили голову. Доводи до абсурда. Теперь
я также правильно формулирую желания для постановки целей на год. Этих инструментов достаточно, чтобы бороться с краткосрочными кризисами в своей жизни.

Ещё была очень хорошая теория, несмотря на то, что я достаточно много прочитала книг по аналогичной тематике. На марафоне была новая глубина, новый уровень, новая интерпретация. Мне понравилось. Это как прочитать крутую хорошую книжку по психологии или эзотерике. Можно много оттуда взять.

Я советую марафон другим, но не всем. У марафона своя целевая аудитория, и это надо понимать. Думаю, это женщины 30-60 лет, которые склонны к саморазвитию, верят в высшие силы,
пользуются Instagram».
Николай Цилинский, маркетолог
«У популярности подобных марафонов желания есть 2 причины.

Первая: с точки зрения маркетинга это более привлекательно, потому что это быстро, легко и без мучений, без потерь, без многолетнего упорного труда.
В чём состоит обещание людей, которые проводят марафоны желаний? Ты не богатый и знаменитый,
не успешный и не красивый не потому что ты делаешь что-то не так, а потому что родители тебя неправильно воспитали, тебе не дали инструкции к этой жизни. Как правильно написать письмо вселенной, например.
Ты ленивый не потому что ты ленивый, а просто потому что тебя правильно не обучили секретам взаимодействия с энергиями. То есть человеку дают оправдание.

А как мы условно точно можем привести человека к успеху, например, в бизнесе и в деньгах? Мы начнём прокачивать навыки, компетенции, много упорно практиковаться в разных сферах деятельности, в продажах, финансах, инвестировании и так далее. И через 10 лет на 55 развалившемся бизнесе 56 бизнес у человека сработает, и он гарантированно станет успешным и знаменитым. В принципе это такое правильное, честное обещание достижения успеха. Будет очень много работы, труда, боли, потерь. А есть марафон желаний или денежный марафон, где мы просто говорим: слушай, три недели, в которые за счёт очень классных и очень секретных вещей мы расскажем тебе, как притянуть деньги, удачу и успех в свою жизнь.

Вторая причина — недоверие традиционным институтам, которые сами себя обнулили: это медицина, образование, карьера. Весь XX век прошёл под эгидой веры в науку, в государственные институты. А в XXI веке всё это обнулилось: произошла инфляция веры в медицину, в традиционные способы достижения успеха. Человек начинает думать: я в школе много, упорно, долго учился, но что толку, если есть какая-то Машка Боброва, которая прогуливала школу, но у неё успешный успех, шуба, машина и отдых на Мальдивах?

Люди перестали верить и в институт образования, и в институт работы. Соответственно, такое же недоверие сформировалось к традиционной медицине. Все кампании вакцинации во многих странах, не только в России, встречают острое сопротивление. В XX веке люди в белых халатах были героями-спасителями, ангелами, теперь же они осмысляются как какие-то мутные типы, которые непонятно что тебе вколют, не ясно что будет на выходе. Может быть, это вообще всё в интересах каких-то тайных, непонятных сил зла?!
Когда ты не веришь в официальную науку, не веришь
в институт успеха вроде университета, работы,
ты, естественно, начинаешь верить во всякие странные вещи вроде энергоинформационных наук, достижения успеха на субатомном уровне и так далее»
К какому выводу мы можем прийти, изучив мнения специалистов, а также тех, кто работал над марафонами и тех, кто в них участвовал? Как и всегда, главное — достоверная информация, реальные задачи и сроки реализации. Если же вам обещают успех, счастье и радость быстро и без особых усилий — подумайте трижды, прежде чем доверяться подобным предложениям. Не забывайте о навыке критического мышления и, если хотите достичь успеха в какой-то области — делайте реальные шаги в сторону развития, а не просто надейтесь на чудо.

Читайте также