Текст анастасии зинченко
Наш мир не то, чем кажется?
Каждый из нас помнит, как в первый раз случайно узнал от папы или старшей сестры о том, что (о, ужас!) Деда Мороза не существует!
Фото:
горизонтальная Россия
Что деньги не растут на деревьях, а детей не находят в капусте. В нашем сложном, столь неоднозначном мире существует очень много тем, о которых почти не говорят с детьми. Это происходит по нескольким причинам.

Во-первых, не все сложные темы можно просто объяснить даже взрослым. Например, если мы обратимся к естественным и точным наукам: попробуй своими словами, без заумных терминов, объяснить обычному взрослому что-то из высшей математики.

Во-вторых, все ещё существует негласный список тем-табу для детей. Взрослые обходят их стороной, не решаясь лишний раз «травмировать» ими ещё не до конца окрепшую детскую психику.

Как же быть со «сложными» темами? Нужно ли учить взрослых говорить о таком с детьми и когда именно?
О каких «сложных» темах сейчас говорят «просто», а о каких — молчат?
Культурные процессы «повернули» общество в сторону защиты прав женщин и детей. Если раньше о проблемах их притеснения говорили мало, в последние десятилетия о положении женщины в обществе и ее правах говорят во весь голос, не боясь столкнуться с непониманием со стороны общества.

Пожалуй, самыми неоднозначными и даже, в какой-то мере, неприличными темами по-прежнему принято считать всё то, что касается секса и устройства человеческого тела. Подумайте, ведь до сих пор взрослым сложно говорить с детьми о венерических заболеваниях, о последствиях ранней половой жизни, о необходимости защиты своих границ и активном согласии. Порой сложно даже заговорить о физиологических, естественных для нас процессах. Будто мы стыдимся самих себя! Страх ли это или нежелание затрагивать те стороны жизни, в которых нам разобраться не сильно проще, чем нашим детям?
Стоит ли учиться говорить «просто о сложном» и зачем?
Нужно ли учиться говорить и писать простыми словами о «сложном», табуированном? Да. Почему?

В первую очередь потому, что если не мы расскажем нашим детям, ученикам, внукам о столь неоднозначных в понимании темах — за нас это сделает кто-то другой. И мы не можем быть уверены в той информации, что преподнесут им незнакомцы из Интернета или сверстники. Обезопасить подростка, рассказав ему просто и доступно о том, с чем он рано или поздно столкнётся — наш долг. Лучше спокойно ответить на все, пусть и неловкие, вопросы, но оградить его от возможных последствий незнания. Все табуированные темы так или иначе всплывут в информационном поле каждого ребёнка, хотим мы того или нет. Вопрос лишь в том, в каком качестве и из какого источника он получит эту информацию.

Кроме того, вспомним, что сейчас набирает популярность жанр научпопа. Человеку хочется иметь представление не об одной сфере жизни, а быть многофункциональным. Мир непредсказуем, и никогда не знаешь, какие знания пригодятся. Понятие «профессия» уходит на второй план. На руководящих, экспертных должностях всё чаще больше оказываются люди, обладающие знаниями на стыке разных наук: например, химии и физики, социологии и экономики. И, говоря о школьниках, умение говорить и объяснять своими словами — это один из первостепенных навыков современной модели soft skills.
Сложные темы бывают разные. А значит, необходимо определить важность каждой «проблемной» темы. И секспросвет, и разговор о финансовой грамотности, и проблемы экологии значимы, и повлияют на будущее всех детей.

А значит, вопрос «Как говорить просто о сложном?» актуален как никогда. Серия материалов под одноименным названием постарается помочь разобраться в том, как именно говорить с детьми и подростками на проблемные, табуированные, сложные темы.

Но обязательно простыми, своими словами.

Читайте также