Этимология слова «спорт» отсылает нас к латинскому глаголу «deportare», который изначально имел значение «веселиться» или «развлекаться». В повседневный лексикон в том значении, в каком мы его чаще всего употребляем сейчас, слово вошло лишь с середины XIX века — тогда появилось много новых командных игр и одиночных развлечений, требующих физической нагрузки. Тогда «спорт» стал родовым словом, объединившим различные единоборства, игры с мячом, активные досуговые практики (вроде верховой езды и альпинизма) и атлетические дисциплины. Со временем в разных языках появилась тенденция употреблять слово «sport» в его международные вариации: вспомним, например, португальское «desporto», турецкое «spor» и, конечно, русское «спорт» — все эти существительные подразумевают любую разновидность физической культуры.
Направление спортивной историографии, которое базируется на исследовании спорта в широком значении — значении физической активности любого вида, возникло ещё в древности. Тогда историей физической культуры интересовались преимущественно любители: летописцы, а позже преподаватели физкультуры, врачи, офицеры и, например, журналисты, которым была близка спортивная тематика. От них сложно было ожидать изучения и решения фундаментальных проблем развития спорта: такие специалисты занимались преимущественно сбором литературы о спортивных событиях, известных личностях или объединениях, что тоже важно в любой науке, но не сильно двигает её вперед.
Представители другого ответвления истории спорта, основанного на более узком употреблении слова — «спорт» как виды единоборств, игры с мячом, атлетические практики — занимаются изучением современных спортивных соревнований. Это направление составляют историки, социологи, экономисты, политологи, а иногда и специалисты из, казалось бы, не очень близких к спорту областей: представители СМИ, географы или, например, архитекторы. В отличие от научной работы представителей первого направления спортивной историографии, деятельность исследователей спортивных состязаний зачастую имеет междисциплинарный характер и из-за этого обладает более выраженной проблемной ориентацией. Кроме того, ей свойственна междисциплинарность, когда специалисты из разных сфер рассматривают одну тему с разных сторон.
Тем не менее, среди всех дисциплин, которые каким-либо образом пересекаются с историей спорта, можно выделить доминантную. В качестве таковой большинство учёных естественно выделяют историю, но не совсем ту, которую проходят в школах. Речь о социальной истории — относительно молодом течении историографии, порожденном ростом интереса к социологии. Именно социальная история занимается вопросами социальных классов, этнической принадлежности, расы, пола и т. д. — все эти фокусные точки включает в себя и история спорта, позаимствовавшая у социальной истории некоторые теоретические и методологические приемы.
Такая ориентация на социальность, с одной стороны, помогла спортивной историографии укрепиться в мире наук, с другой же — частично пошатнула её самость: если спортивная история — это объектив, через который мы можем смотреть на проблемы общества, что нам с ним делать, если другие объективы — то есть социология и история социальная — порой фокусируются на этих проблемах намного лучше?
Современные историки спорта, интересующиеся не только рядом тем, входящих в эту науку, но и её развитием, приходят к тому, что их дисциплина может успешно функционировать в социальном дискурсе, но не должна «прикрываться» им под предлогом того, что изучение спорта как такового слишком тривиально. В качестве примера здесь вспомним книгу Джонатана Уилсона «Революция на газоне. Книга о футбольных тактиках». Уилсон исследовал формирование тактики футболистов из разных уголков света под влиянием экономических, социальных и культурных факторов — читатели заметят, как умело историк спорта вплетает науки об обществе и культуре в своё исследование. Такие работы напоминают нам, что спортивная история заслуживает выход на более широкую аудиторию. Эту дисциплину не следует прятать в академическом тупике, как это зачастую происходит сейчас, когда общественное восприятие истории спорта останавливается на спортивных колонках в газетах, документальных фильмах о спортсменах и вазах с изображениями древнегреческих атлетов в исторических музеях. И если учёные — причём не только историки — не примут участие в развеивании стереотипов, мешающих развитию всей науки, история спорта не будет развиваться так, как могла бы.