Мы привыкли, что есть специализированные магазины, индивидуальные торговцы или отдельные лавки на рынках с ёлками, даже целые фермы.
А вот в середине XIX века, с появлением моды на ёлки, наши предки приобретали их в кондитерских! Связано это с тем, что мода на установку елей в домах породила спрос на шоколадные и кондитерские украшения в виде пряников, печений и конфет.
Продажа ёлок приобрела и отдельный публичный коммерческий аспект: так, газета в Санкт-Петербурге «Северная пчела» сообщала покупателям те кондитерские, в которых продавались не только уже украшенные и готовые к продаже ёлки, но и отдельные элементы к ним: игрушки, картонные изделия, сахарные подарки. Позднее ёлки стали продавать и на рынках, ведь мода диктовала свои правила и требовала уже от каждого члена общества участвовать в новом для празднике, который теперь воспринимался как часть некой заботы о детях и их радости. «Новый год» стремительно превращался в сферу бизнеса и маркетинга: одни газеты пытались воздействовать на родительские чувства, говоря, что нет ёлки — нет праздника. Сами новогодние деревья стоили очень дорого: от 20 до 200 рублей. Эмоциональное давление новогодней моды и обязанность по отношению к детям и семье нашли отражение в повести писателя Д. В. Григоровича «Зимний вечер», где главный герой артист говорит, что на его «совести лежала ёлка, которую он обещал своим детям». Для богачей ёлка стала предметом гордости и соревнования между собой. Дошло до того, что в конце 1840-х годов появились и первые искусственные ёлки, украшенные кольцами, драгоценными камнями и ювелирными изделиями, как особый признак роскоши и убранства.
Со временем, в течение XIX века, ёлка превратилась из элемента роскоши и принадлежности к некоторому ограниченному эксклюзиву в главный атрибут Нового года и детского праздника.
«Через открытую дверь соседней залы виднелась громадная ёлка, украшенная цветными и золотыми гирляндами, золочёными орешками, пёстрыми хлопушками, пряничными фигурками, мандаринами. На самой верхушке ёлки как бы улетал ввысь белый ангел с распростёртыми, блестящими крыльями», описывал М. Созонович в «Ненужной ёлке» провинциальное новогоднее дерево.
Во второй половине XIX века ёлка «закрепилась» на позиции главного атрибута Нового года и по сей день остаётся неотъемлемой частью наших праздников.