текст арины петровой
«Олимпиады превратились из спорта высших достижений в массовое явление» или Зачем нам очередной чемпионат
Основная задача открывшейся в июле 2020 года Проектной лаборатории развития интеллектуальных состязаний по гуманитарным наукам — разработка и запуск Всероссийского чемпионата сочинений «Своими словами». Новое интеллектуальное состязание, по словам сотрудников Лаборатории, станет альтернативой школьному сочинению по литературе, которое учащиеся выпускных классов традиционно пишут в декабре.

О том, зачем нужны интеллектуальные состязания и какие перспективы их развития существуют, мы поговорили с Данилом Фёдоровых, ответственным за координацию олимпиад и конкурсов новых форматов в НИУ ВШЭ, заместителем проректора.
данил федоровых
— Проектная лаборатория развития интеллектуальных состязаний уже существует на Факультете экономических наук. Связана ли эта структура с Лабораторией развития интеллектуальных состязаний по гуманитарным наукам и, если нет, не будет ли новая лаборатория дублировать деятельность лаборатории факультета экономики?
— Создание обеих лабораторий — это начало процесса обновления олимпиадных состязаний в Вышке. У нас есть много известных и давно существующих олимпиад как для школьников, так и для студентов: «Высшая проба», «Высшая лига» и другие конкурсы, которые используются в том числе при отборе абитуриентов. С этого года мы запустили кампанию по созданию новых интеллектуальных состязаний и модернизации предыдущих.

Всероссийский чемпионат сочинений — как раз пример такого нового состязания. Оно не похоже на многие существующие олимпиады, в первую очередь, тем, что представляет из себя не просто «контрольную работу», на которую нужно прийти один или два раза, решить задания стандартного формата и через несколько недель узнать, победил ты или нет.
Такие олимпиады, как ВЧС, ставят перед школьниками неожиданные задачи, решение которых будет включать командную работу и возможность участников к реализации своих творческих проектов.
Подобных олимпиад, надеюсь, в ближайшие годы в Вышке появится много, это является одной из задач создаваемых подразделений.

Сейчас таких лабораторий действительно две: на факультетах гуманитарных наук и экономических, но я думаю, что в ближайшие годы их станет заметно больше. Например, сейчас мы активно ведем работу по запуску такого же проекта на факультете права. Новые лаборатории призваны взять на себя деятельность по составлению заданий и методической поддержке олимпиад по своему предмету, чтобы сделать олимпиады более современными, более интересными. И я надеюсь, что лаборатории на факультете экономических наук это тоже удастся.
К слову, говорить, что деятельность лабораторий на ФЭН и на ФГН не связана между собой, нельзя: в ВЧС есть экономико-правовое направление, и чтобы по нему составить задания, нужны эксперты по экономике и по праву.
В таких аспектах этих проектов должно выстроится взаимодействие между лабораториями, между преподавателями и студентами, которые там работают.
— Расскажите, пожалуйста, о вузах-партнёрах «Своими словами» и о том, какую роль они играют в создании и проведении чемпионата.
— У Всероссийского чемпионата сочинений есть соорганизаторы и есть партнеры. Соорганизаторы — это пять университетов, которые договорились с самого начала организовать Чемпионат. Кроме Вышки, это Московский городской университет, Московский инженерно-физический институт, Томский государственный университет и Уральский федеральный университет им. Ельцина. Это отцы-основатели, на которых чемпионат держится, они проделывают основную работу по его запуску и развитию.

Мы очень рады, что у нас есть восемь (или, может, даже добавится девятый) региональных партнеров. Это университеты, которые в своих регионах будут обеспечивать проведение регионального этапа. Всего этапов три, но этот — самый важный. Все основное, все самое интересное должно произойти на региональном этапе, потому что в нем будет участвовать много ребят, а до финального этапа доберутся только самые сильные. То, как наши региональные вузы-партнеры, которые есть во всех федеральных округах, смогут организовать проведение Чемпионата, и определит успех всего мероприятия в этом году.
Мне очень приятно, что ведущие университеты всех федеральных округов согласились в этом участвовать, и я надеюсь, что эта сеть будет расширяться. Думаю, в следующем году мы сможем серьезно увеличить количество региональных партнеров по сравнению с первым годом, когда Чемпионат проходит в пилотном режиме.
Мы стараемся выстроить систему стимулов в рамках партнерской организации Чемпионата так, чтобы региональным вузам это тоже было интересно. Как я уже говорил, далеко не все участники ВЧС доберутся до финального этапа, но на региональном этапе участников будет много. Это даст нашим партнерам возможность показать себя самым лучшим абитуриентам в своем регионе так, что им захочется туда поступать, а потом предоставить им льготы, которые позволят упростить поступление.

Мне кажется, это очень позитивная история, потому что во многих регионах есть очень хорошие университеты, а абитуриенты, которые в этих регионах живут, часто эти университеты недооценивают и стремятся любой ценой попасть в Москву. Но на самом деле по крайней мере по некоторым направлениям многие университеты в регионах ничем не хуже университетов в Москве. Возможно, с помощью Чемпионата сочинений мы немножко повысим осознанность абитуриентов в выборе университетов и перенаправим потоки поступающих так, чтобы наша система не была настолько «москвоцентричной».
— Чем мотивирована организация интеллектуальных состязаний? Почему вузы не останавливаются на ЕГЭ, разве он не объективен?
— ЕГЭ и олимпиады решают разные задачи. ЕГЭ — это экзамен, который проверяет усвоение школьной программы. Вот есть школьная программа по математике, и, если вы хотите поступить в университет, вы сдаете ЕГЭ по математике, который в течение многих лет составляется в одном формате. Он единый, стандартизованный, и это его достоинство: каждый год ЕГЭ проводится с одними и теми же типами заданий, он предсказуемым образом устроен. А если ЕГЭ по какому-то предмету содержит неожиданные задания, это сразу вызывает скандал (как, например, ЕГЭ по химии в этом году).

ЕГЭ — хороший механизм отбора абитуриентов, он вполне объективен, на нем минимальное количество нарушений, он доступен абсолютно всем школьникам. Однако есть такие абитуриенты, которые сильно опережают своих сверстников в каком-то одном или двух предметах, но выявить их с помощью стандартного набора ЕГЭ сложно.

На ЕГЭ больше ста баллов набрать нельзя. Если такой участник на одном экзамене наберет около ста баллов, но остальные он, возможно, напишет не так успешно, он проиграет тому, кто все четыре экзамена напишет на 90. Но таким ребятам путь в ведущие вузы тоже должен быть открыт, и путь этот — через олимпиады.
— Отличаются ли абитуриенты, поступающие по ЕГЭ, от тех, кто поступает благодаря олимпиадам? И если да, то чем? Существуют ли какие-то исследования на эту тему?
— Такие исследования есть. В Вышке ими занимаются коллеги из Института образования, и я надеюсь, что мы вместе с ними эту программу расширим. На олимпиадах генерируется и собирается огромное количество данных: мы знаем, кто и как решает какие задания, можем проследить, что потом становится с олимпиадниками, куда они поступают, как они учатся и можем сравнить эти данные с данными тех, кто поступает по ЕГЭ.

Те результаты, которые у нас есть, оптимистичны по отношению к олимпиадам. Нет такого, что абитуриенты-олимпиадники, став студентами, в среднем отстают от «ЕГЭшников». Например, на факультете компьютерных наук программа «Прикладная математика и информатика» практически полностью состоит из олимпиадников, больше половины абитуриентов поступают туда при помощи интеллектуальных состязаний. И наблюдения руководителей программы и преподавателей практически всегда говорят, что это очень хорошие студенты и не нужно уменьшать их процент в наборе.
— Не отвлекают ли школьников олимпиады (и другие интеллектуальные состязания) и подготовка к ним от учебы в школе?
— Нельзя не заметить, что олимпиады превратились из спорта высших достижений в массовое явление. Если одиннадцатиклассник поставил себе задачу поступить в ведущий университет, то, скорее всего, его график в 11-м классе переполнен различными олимпиадами и конкурсами. Является ли это проблемой? В какой-то мере — да. Наверное, кто-то из олимпиадников настолько интенсивно учится, что ему приходится как-то выключаться из остальной жизни. Возможно, для кого-то это оптимальная стратегия; пусть каждый участник и его родители решают сами.
Я часто говорю школьникам и педагогам, что начинать думать о поступлении нужно не в 11-м классе и даже не в 10-м, а раньше. Многие олимпиады, например Всероссийская олимпиада школьников, действуют несколько лет; можно в 8-м классе получить диплом, и он будет действовать, когда вы будете заканчивать 11-й класс.
И на некоторых олимпиадах так случается, что конкуренция в более младших классах не такая суровая, как в 11-м.

Многие привыкли думать, что 11-й класс — это год, когда надо поступить, выиграть олимпиады, написать ЕГЭ и так далее. На самом деле, если готовиться и начинать участвовать в олимпиадах заранее, то можно где-то победить, и эта победа будет распространяться на ваше поступление через несколько лет. Даже если не удастся получить диплом, который действует четыре года, у вас будет опыт прохождения стрессовых ситуаций, когда вы оказываетесь на олимпиаде один на один с заданиями и нужно их решать. Это позволит сохранять психическое здоровье, когда вы доберетесь до 11-го класса и олимпиад станет действительно много.

Читайте также