От неудачи на отборочном этапе до призёрства в Суперфинале. Личная история Тани Лихачёвой
Олимпиадники кажутся многим школьникам людьми с другой планеты, но так ли это? Мы поговорили с Таней Лихачёвой, которая участвует в олимпиадах с первого класса, о секретах успеха и тайм-менеджмента и ощущениях от последней школьной олимпиады.
С чего начался твой олимпиадный путь?
С чего начался твой олимпиадный путь?
Благодаря учительнице начальной школы мой олимпиадный путь начался рано: ещё в первом классе. Надежда Михайловна Киреева предлагала нам участвовать в олимпиадах, например, в «Удивительном мире фразеологии» или «Математическом сундучке» — уже тогда я поняла, что мне это интересно.
Как ты готовишься к олимпиадам?
Как ты готовишься к олимпиадам?
В основном олимпиадная подготовка — это самостоятельная работа. Она строится на том, что ты сам найдёшь, решишь и прочитаешь. Хотя это не единственный вариант подготовки: есть образовательные центры, лагеря и специальные смены.
Я часто ездила во «Взлёт», который находится в Московской области. Там готовят школьников как на онлайн, так и на оффлайн сменах к олимпиадам по всем предметам. Но «Взлёт» — это не только про подготовку, это ещё и про поиск себя и про сверстников, которые заинтересованы в том же, в чём и ты. Я нашла очень много друзей, со многими из них мы были и на «Своими словами». Было очень приятно приезжать, зная, что твои друзья едут вместе с тобой.
Что ты ожидала от Чемпионата сочинений?
Что ты ожидала от Чемпионата сочинений?
Я участвовала во многих олимпиадах, но «Своими словами» — самая необычная из них. Это совсем другой формат, который дался мне не с первого раза. Я участвовала в Чемпионате ещё в прошлом году, но дальше отборочного этапа никуда не прошла. В этом году решила попробовать снова — прошла тест и поехала писать финальный этап в Вышку на Покровку. За сочинение я получила 97 баллов, и этот результат дал мне возможность поехать на Суперфинал.
На самом деле, когда я узнала, что прошла, то немного растерялась, потому что не ожидала такого результата. Более того, в это время у меня была смена по подготовке к заключительному этапу ВсОШ по русскому языку, которая накладывалась на дни Суперфинала. Я сомневалась — ехать или остаться и подготовиться ко ВсОШ. Но в конце концов решила, что стоит попробовать, и поэтому мы вместе с моим другом со смены поехали сразу на «Своими словами».
Как прошёл твой командный тур?
Как прошёл твой командный тур?
Когда я услышала задание, то не поняла, чего от нас хотят. Я надеялась, что мои сокомандники поняли задание, но они тоже рассчитывали на других. В общем, это было тяжеловато.
Командная работа не была приятной частью Чемпионата, потому что не все хотели работать: некоторые приехали просто попить морс. Я не могу их осуждать, ведь морс был и вправду вкусный, но хотелось, чтобы все были задействованы. Было не очень приятно, когда два человека уговаривали: «Ребята, пожалуйста, нам правда очень важно, чтобы вы сделали хоть что-нибудь», а люди уходили в свою комнату и не хотели с нами разговаривать. Ещё случились проблемы с организацией: мы много планировали выступление и работали над ним, а перед самым выходом узнали, что аудитория с возможностью полного выключения света недоступна. Пришлось стоять и держать проектор. Но в итоге мы справились со всеми трудностями, и я осталась довольна нашим командным выступлением.
Мы поднимали проблему пунктуации в современных мессенджерах. Мне, как любителю русского языка, эта тема была особенно приятна. Жюри она не совсем понравилась, потому что не все согласились с её актуальностью.
Командный тур прошёл быстро, что меня очень порадовало. Мы получили около 16 баллов. Мне кажется, могло бы быть выше, но нам сказали, что, итак, поставили больше баллов за дискуссию после защиты. Не было возможности подачи апелляции, и мы просто выслушали комментарии, согласились и сказали: «Значит, так надо. Мы сделали, что могли. Теперь будь что будет».
Как прошёл твой индивидуальный тур?
Как прошёл твой индивидуальный тур?
Когда я увидела тему чат-ботов и нейросетей, то очень обрадовалась, потому что эту тему активно обсуждали в СМИ. Я уже примерно понимала, что буду писать, какую информацию и откуда буду брать. К тому же я запомнила некоторые цитаты организаторов, которые приводили аргументы, почему нейросеть никогда не справится с олимпиадой «Своими словами».
На самом деле, я ощущала такой кайф от того, что пишу о том, что мне интересно, что актуально сейчас во всём мире. На самом этапе я вошла в состояние ресурса и просто печатала от начала и до конца. Мне кажется, больше я переживала от того, какой размер шрифта выбрать и где выделить жирным, а где курсивом. Вот это была проблема, а всё остальное — нет. Мне понравилось.
Как тебе удалось выжить в таком напряжённом олимпиадном графике?
Как тебе удалось выжить в таком напряжённом олимпиадном графике?
Это не первая олимпиада, которая наложилась на другую. Их, правда, было много, весь январь, начиная с 4-го числа, я решала отборочные этапы. А уже в феврале и марте я писала финальные этапы – я бывала в Москве чаще, чем дома, потому что каждый день какая-то новая олимпиада или новый этап.
Такой график – моя жизнь, поэтому для меня в этом уже нет ничего удивительного. Конечно, это тяжело – не буду это отрицать, часто хочется спать и не хочется готовиться. Именно поэтому, когда я узнала, что мне надо будет уехать на другую олимпиаду с Чемпионата, то отнеслась к этому спокойно – поняла, что у меня пропадёт только половина дня отдыха. На одну олимпиаду так и не поехала из-за «Своими словами», потому что решила, что с награждения уезжать не стоит: надеялась на победу. И не зря. Вообще, на «Своими словами» у меня много всего произошло: я уехала из Клязьмы, отпраздновала свой день рождения, потом уехала на олимпиаду во время Суперфинала и вернулась, да ещё и призёром. Так что неделя прошла очень насыщенно.
С каким ощущением ты сидела в зале РАН, ожидая списки призёров и победителей?
С каким ощущением ты сидела в зале РАН, ожидая списки призёров и победителей?
Мои друзья ехали с настроем: «Победа – это не главное», а я с: «Победа – это не главное, главное – победа». Я решила, что если выиграю, то буду молодцом, а если не выиграю, то тоже молодец, потому что сделала всё, что могла. Несмотря на такой настрой, я не могу сказать, что нервничала, – больше успокаивала других ребят, которые действительно переживали, потому что от этой олимпиады зависело их поступление. Им нужна была поддержка.
Церемония получилась забавной: когда меня вызвали на сцену, то я долго не могла понять свой статус – победитель или призёр, потому что прослушала ведущего. Получила свои пакеты на сцене, вернулась на место и написала маме: «Мам, я как бы выиграла, посмотрите». А потом думаю: «Или нет? Не выиграла?». Пишу: «Нет, подождите, может, не выиграла, пока не радуйте никого. Хотя нет, всё-таки выиграла».
Если отбросить все олимпиадные моменты, какие у тебя остались впечатления от Чемпионата?
Если отбросить все олимпиадные моменты, какие у тебя остались впечатления от Чемпионата?
Я ехала с желанием побеждать. Многие ехали, чтобы встретиться с кем-то или просто поболтать, но вот мне хотелось именно выиграть. При этом на Суперфинале не было ощущения атмосферы состязания. Более того, эта неделя была одной из самых лёгких в моём непростом олимпиадном графике. Февраль — это тяжёлый месяц, когда проходят все перечневые олимпиады, а я в это время просто вкусно кушала и слушала прикольные лекции.
Неформальная часть была классной: много лекций, дискотека, общение с ребятами! Одна из девочек в нашем отряде сказала: «„Своими словами“ — это в основном про связи. Это про то, что ты сейчас знакомишься с людьми, и вы с ними дальше коммуницируете. Они тебе помогают, ты им помогаешь — получается тусовка, которая может помочь вытянуть билет в жизнь».
Ты стала призёром Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку. Как ты к ней готовилась?
Ты стала призёром Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку. Как ты к ней готовилась?
Я готовилась очень-очень давно, начиная с городского этапа «Совёнка» в 4-м классе. Но если говорить об этом годе, то я была во «Взлёте», дополнительно занималась с репетиторами, читала книжки первого-второго курсов лингвистических институтов. Кроме этого, я смотрела лекции и читала много текстов на древних языках, которые есть в заданиях: древнерусский и старославянский. Ну и последнее – прорешала почти все задания прошлых лет.
Я, конечно, не ожидала, что у меня получится попасть в призёры с первой попытки, ещё и в 11-м классе. Это довольно рискованно, но я рада, что оно вышло именно так.
Ты участвовала в олимпиадах по русскому языку и литературе, а теперь увлеклась ещё и журналистикой – почему так?
Ты участвовала в олимпиадах по русскому языку и литературе, а теперь увлеклась ещё и журналистикой — почему так?
Большую часть старших классов я была уверена, что стану лингвистом или филологом, меня очень интересовала эта тема. У меня мозг взорвался, когда узнала, что филологию можно представить как сложную математическую систему, и я подумала: «Да, это моё».
В этом году я захотела заниматься литературой. В прошлом сезоне мне не хватило двух баллов на заключительном этапе ВсОШ по литературе, и я решила: «Начну усердно заниматься литературой. Изучу все книжки, а в следующем году всё обязательно получится». Спойлер: в этом году я написала намного хуже, но ни о чём не жалею.
Сейчас мне хочется работать с людьми, а филолог в моём представлении — человек, который работает с самим собой и текстами. Именно поэтому в этом году я задумываюсь больше о журналистике. Особенно я люблю брать интервью — все люди кажутся мне очень интересными и хочется узнать, что они думают. Идеальная профессия для меня — та, где я могла бы проявлять свой творческий потенциал, прикладывать знания и взаимодействовать с людьми, которые хотят работать.
Пока я не решила окончательно, чем хочу заниматься. Хочется всем и сразу, но боюсь, что меня не хватит.
Что ты испытываешь, понимая, что завершился твой последний олимпиадный сезон?
Что ты испытываешь, понимая, что завершился твой последний олимпиадный сезон?
На самом деле это страшное ощущение, потому что я в олимпиадной гонке уже очень давно. Я просто не помню своей жизни без них, как бы это громко ни звучало. Любой диалог сводился к: «Эх, хочется диплом», а диплом уже есть.
Олимпиады заканчиваются, и непонятно, как возвращаться к обычной жизни и что вообще в этой обычной жизни делать. Я к свободному времени не привыкла, а теперь можно отдыхать, и это так странно.
Я точно буду скучать: и по олимпиаде «Своими словами», и по сменам в «Сириусе» и «Взлёте», и по другим олимпиадам. Они научили меня искать информацию, обрабатывать её, запоминать большое количество информации за короткий срок и креативно мыслить, понимать нестандартные задания от составителей.
Конечно, первая реакция, которая была — это: «Фух, выдыхаем. Я устала, хватит с меня этого всего. Достаточно. Надоело». Нет, оно не надоело. От этого нельзя просто взять и отказаться. Хочется, чтобы это оставалось важной частью твоей жизни.
Планируешь готовить ребят к олимпиадам?
Планируешь готовить ребят к олимпиадам?
Такая мысль у меня на самом деле есть сейчас. Мне бы очень хотелось передавать свои знания дальше, потому что после разных олимпиад ко мне обращаются люди, и они спрашивают: «Как это? Расскажи секрет!» Секрета нет. Успешный успех, конечно, существует, но секрета, который можно сформулировать в маленькое предложение, нет. А делиться своими знаниями мне бы хотелось, потому что это приятно. Это здорово, когда ты понимаешь, что можешь быть полезным для будущих олимпиадников, у которых всё впереди: сезоны «Своими словами», этапы Всероссийской олимпиады школьников.
Возможно, мне самой не хватало таких наставников, старших ребят, которые бы помогали. Мне приходилось находить информацию самостоятельно. Да, это было полезно, но трудно, поэтому мне хотелось бы помогать следующим поколениям олимпиадников. Я не хочу совсем отпускать олимпиады. Да и они меня тоже.
Какой можешь дать совет будущим участникам олимпиад?
Какой можешь дать совет будущим участникам олимпиад?
«Своими словами» — олимпиада, к которой невозможно подготовиться. Нет смысла открывать задания прошлых лет, потому что, скорее всего, тебе это ничего не даст. Важно — никогда не отбрасывать никакие идеи! Сначала идея может казаться абсолютно абсурдной, а на самом деле чаще всего именно такие идеи золотые и даже бриллиантовые.
Не надо сомневаться в своих силах и своих идеях. Нужно общаться. Очень много общаться и не бояться знакомиться!
Над материалом работали:
Над материалом работали:
  • Ангелина Бабина
  • Алина Сорокина