В раннем возрасте общество, родители и культура закладывают в ребёнка ценности, которые формируются по разным «коробочкам»: отношения, учёба, цели, семья и т. д.
Когда человек входит в подростковый возраст (у всех эта граница разная, но в основном — 11−16 лет), то все эти «коробочки» разваливаются, появляется хаос, и подростку требуется проверить на себе все те ценности, которые до этого были нерушимы в его голове. Именно поэтому возникает большое количество вопросов и экспериментов. Если в этой ситуации человек находит поддержку и понимает, что у него есть возможность попробовать, сделать ошибку и потом попробовать ещё раз, то подростковый кризис проходит вполне благополучно. Но более распространены другие реакции — тотальный контроль или беспечность. Несмотря на то, что подросток — уже не ребёнок, поддержка, защита и ориентиры всё равно ему нужны.