ИНТЕРВЬЮ ПОДГОТОВИЛ ДЕНИС СМЕТАНИН
«Самый важный секрет процесса обучения — говорить своими словами»: интервью с Николаем Миловановым, звездой TikToka.
ТикТок — одно из популярнейших в мире приложений сегодня. По статистике на 2020 год, количество активных пользователей этой соцсети составляет 1,5 миллиарда человек по всему миру и охватывает более 150 стран.
Помимо развлекательного контента, многие просветители, блогеры и преподаватели также обратили внимание на возможности, которые предоставляет формат ТикТока для продвижения своих идей. Одним из таких преподавателей-блогеров в России стал учитель математики и физики Николай Милованов, который также является амбассадором Всероссийского чемпионата сочинений «Своими словами». Его аккаунт насчитывает более 160 000 подписчиков, а общее количество лайков достигло 1,3 миллиона!
Как удаётся преподавателю использовать ТикТок как средство обучения? Сложно ли адаптировать школьные учебники по физике и математике под «быстрый» формат этой соцсети? С этими вопросами «Своими словами» обратились к Николаю Милованову.
— Расскажите, как Вы пришлив ТикТок? Как преподаватель и учёный решил стать блогером?
— О том, что я стал блогером, я узнал через полгода после того, как у меня появилось 160 000 подписчиков. Я познакомился с ТикТоком в марте 2020 года. Как я в него пришёл? Первое — я люблю учиться и узнавать что-то новое, искать и заниматься тем, что мне интересно.

Поэтому я периодически приобретал тренинги от школы для преподавателей, организованной Юрием Спиваком. На занятиях в этой школе я узнал, что недавно появилась «молодёжная» социальная сеть ТикТоК, которая быстро развивается, и поэтому продвижение в ней пока не требует финансовых вложений. Мне это стало интересно как физику-экспериментатору, потому я решил попробовать. Я научился записывать ролики и выкладывать их. Так получилось, что первый мною выложенный ролик набрал сотни тысяч просмотров, а второй — больше миллиона. И знаете, это был знак, что мои эксперименты идут в нужном направлении! Мне нравится в ТикТоке, что мои 160 000 подписчиков проявляют живой интерес к обучению и желание узнавать что-то новое. Когда выходят новые ролики, мне удаётся поделиться со школьниками небольшой порцией интересной и важной для них информации. И мне приятно, что я приношу некоторую пользу ребятам. Наверное, это даже самое главное.


— Как Вы оцениваете преимущества ТикТока как инструмента образования? И вообще, ТикТок и соцсети в целом — зло или инструмент социализации, развития?
— Через ТикТок я стремлюсь не только передать ребятам небольшие «порции знаний» по математике или физике. Эта платформа служит мне инструментом, с помощью которого можно показать ребятам, что учёба, процесс приобретения знаний — это вовсе не скучная зубрёжка или заучивание конкретных понятий, формул, кусков текста.

Получение знаний, стремление узнать что-то новое — это то, что присуще каждому человеку.

Нам везде что-то хочется попробовать, что-то открыть и попытаться выяснить, понять собственным умом.

Говоря о вреде и пользе соцсетей, можно сразу вспомнить, к примеру, про нож. С одной стороны — это важный инструмент, который часто необходим для приготовления пищи. С другой стороны, им можно нанести раны и вред другим людям. Всё зависит от человека. Так же и ТикТок, и другие соцсети, могут либо «пожирать время», либо, допустим, помогать преподавателю показывать ребятам привлекательность учёбы, учить их испытывать радость от получаемых знаний.


— Ваш аккаунт в ТикТоке выстроен очень нестандартно, в отличие от других аккаунтов схожей просветительской тематики: скажите, как Вы подбираете тему для видео и перекладываете сложный текст учебника в стихи?
— Я увидел, что у меня стало получаться рифмовать идеи, которые я хочу донести до ребят. Происходит это где-то внутри. Как это происходит — помилуйте, братцы, кто же знает?! Бывают периоды подъёма и спада, когда стихи то сочиняются, то замирают и долго вызревают. Я выкладываю видео только тогда, когда мой «внутренний цензор» мне даёт разрешение на это.

Однако я абсолютно убеждён, что только через ТикТок не научишь достаточно глубоко ни физике, ни математике. Я пытаюсь лишь показать и доказать, что процесс учёбы — это не скучное, а наоборот интересное и порой «прикольное» занятие.


— Чего, как Вам кажется, не хватает школьному образованию сегодня? И можно (а главное — нужно ли!) встроить в него тот же интерактив, что есть в просветительских роликах Инстаграма и ТикТока?
— Я никогда не работал в школе и не имел отношения к системе школьного образования, так как всю жизнь давал частные уроки. Я не эксперт в области организации образования. Думаю, новые технологии, позволяющие школьникам получать новые знания и испытывать при этом положительные эмоции, делают хорошее дело. На мой взгляд, важно научить нынешних школьников учиться. А когда они «почувствуют вкус» к учёбе, то и не захотят останавливаться. Если ты хочешь развиваться, учиться нужно всю жизнь.

Наличие интернета и доступа к информации, по сравнению с тем, что было 20−30 лет назад — это клондайк, при помощи которого можно всегда узнавать новое.

Когда я писал кандидатскую диссертацию, мне часто приходилось ждать заказанную в библиотеке статью по несколько дней. Сейчас для получения практически любой информации необходимо подождать всего лишь 5 минут загрузки компьютера и иметь хороший интернет. Все это вышло на невероятные скорости.

Самый важный секрет процесса обучения — это говорить своими словами.

От простого к сложному — так развивается любая система, особенно — если она объясняется своими словами. «Чужие» слова не дадут понимания и осознания предмета изучения.


— Николай Милованов-преподаватель, Николай Милованов-тиктокер и Николай Милованов-учёный — это три разных человека?
— Разберём по пунктам. Я уже давно не учёный. Учёный — это тот, кто занимается развитием науки. Я уже более 30 лет не занимаюсь научными исследованиями. Ваш покорный слуга передаёт знания и информацию молодым ребятам: школьникам, студентам. Быть преподавателем и научным сотрудником — это совершенно разные вещи. Конечно, чем больше у тебя опыта научной деятельности, тем тебе проще рассказывать о сложных явлениях простыми словами с помощью системы образов, поскольку ты всё это сам «пощупал» своими руками. Когда я рассказываю, например, о дифракционной решётке, я вижу перед глазами красочные спектральные картинки, поскольку сам работал с ними в экспериментах.

Учёный, тиктокер, преподаватель — я думаю важно, чтобы человек, который делится знаниями, был целостной личностью. Эти рифмованные тексты у меня получаются не только из-за любви к формулам, но и благодаря интересу к стихам, поэзии и красивому слогу. Эта любовь возникла не сразу, а в результате моего развития. Если ты разносторонняя личность, ты привлекателен для аудитории, которую обучаешь достаточно узким и специфичным знаниям.

Сейчас у меня новый этап как у преподавателя. Последние полтора года онлайн формат образования более эффективен для обучающихся благодаря более камерной обстановке, благодаря тому, что сохраняются записи видео-уроков. И самое главное — эти записи можно пересматривать и переслушивать! Те, кто действительно хочет по максимуму учиться, переслушивают уроки и дополняют свои конспекты. Все знания, благодаря которым я пришёл к ТикТоку, я получил благодаря тем же онлайн-школам для преподавателей.

И я сейчас записываю свой авторский онлайн-курс для подготовки к ЕГЭ по физике, который будет называться «Подготовка к ЕГЭ по физике 2022 г. со звездой ТикТока Николаем Миловановым». Это будет большой курс на 90 часов видеоуроков, которые нарезаны по 20−30 минут. Он будет на платформе GetCourse и я надеюсь запустить его уже в этом декабре. Кстати, я приглашаю всех, кто будет сдавать ЕГЭ по физике в 2022 году, записаться на курс!


— Почему и как Вы решили стать амбассадором «Своими словами»? Что привлекло Вас в задумке Чемпионата?
— Когда мы «укладываем» полученные знания в своей голове, превращаем их в стройную систему, мы говорим с самим собой на нашем внутреннем языке, пользуемся близкими нам представлениями, аналогиями, понятными нам образами. Теперь это знание становится «нашим», оно наполнено нашей энергией, мы можем успешно применять его на практике. Также мы можем теперь передать это знание другим людям, помочь им «перевести» его на свой внутренний язык.

Поэтому идея Чемпионата «Своими словами» «легла мне на сердце», и если я могу быть полезным для ребят — значит буду, почему же нет?! :)