«В маленькой кофейне оживлённо и светло, я сижу напротив своего старого друга и пытаюсь не обжечься горячим чаем. Мальчика зовут Виктор, мы не виделись два года, и теперь я совсем не узнаю главного всезнайку 9 "А" класса. [...] Виктор был известен как поэт-инженер, прочитавший не всё, но большую часть существующих книг. Прошло не так много времени, но теперь он почему-то кажется маленьким и бессильным мальчиком. Пока я думаю, Виктор молчаливо и грустно разглядывает свое отражение в чашке кофе. Неожиданно он признаётся, что уже год не читал, не писал стихи и не прикасался к своим изобретениям. Виктор говорит, что не верит в собственные силы и и не думает, что когда-то сможет чего-то достичь [...] Я не так хороша в подбадривании и утешении, но я решаю рассказать Виктору о книгах, которые помогли мне когда-то. Возможно, он даже решит их прочитать.»
А что, так можно было? Да, формат итогового сочинения не даёт строгих ограничений! Так почему бы не написать его в виде рассказа? Иногда действительно легче представить конкретного человека, которому даёшь совет, вместо того, чтобы давать рекомендации абстрактному читателю «в воздух». А чтобы человек готов был выслушать и принять советы, это может быть знакомый или друг автора, для которого они актуальны. Как Виктору, который утратил надежду и уверенность в себе.
«Я начинаю с «Мартина Идена» Джека Лондона. Когда-то эту книгу мне подарил отец. Мартин влюбляется в образованную девушку и начинает старательно учиться, чтобы стать достойным её [...] В конце концов, цель юноши не стоила всех бед, которые ему пришлось испытать, а путь, который он прошёл, изменил его, сделал совсем другим человеком, неспособным вернуться к радостной и беззаботной жизни. И это важный роман — ведь иногда терять надежду — разумно, если твоя мечта несбыточная или не стоит всего, что тебе придется пережить. «Мартин Иден» вдохновляет и призывает к рациональному мышлению, именно поэтому когда-то мой отец вручил мне эту книгу.»
Уточнение о том, как появилась книга у автора сочинения и что она значит для него — необязательное, но милое. Оно придаёт рассказу больше литературности, художественности, наряду с описанием интерьера кофейни в самом начале. Детали в тексте тоже играют немаловажную роль, ведь с ними читать интереснее. Если, конечно, такие детали не вставляются внезапно в нехудожественный текст для того, чтобы набрать необходимое количество слов.
Авторка выбирает необычный аспект понятия надежды — не самый подходящий для ситуации, как она сам далее скажет: иногда важно терять надежду, чтобы не упустить что-то более важное. Не каждая игра стоит свеч.
«От моего рассказа Виктор вжался в кресло, моя трактовка, видимо, совсем его запугала. Надо думать в другом направлении, нужен персонаж, чья надежда ему помогла. Кто же..? Я почти что выкрикиваю «Смирительная рубашка», от чего Виктор едва заметно улыбается. Это еще одна книга Джека Лондона, главный герой которой приговорен к казни. Я отчаянно пытаюсь вспомнить его фамилию, от чего Виктор беззлобно смеётся. Даррел Стрендинг? Да, если я не ошбаюсь. Он обвинен в преступлении, которого не совершал,из него пытаются выбить признание, надевая на него смирительную рубашку. Сначала Даррел переносит все стойко из-за собственной гордости, но потом он учится путешествовать по своим прошлым жизням, что дарит ему надежду. Он осознаёт, что смерть — не конец, казнь не так страшна, если он верит в то, что наступит новая жизнь [...] А может он был прав и люди на самом деле перерождаются?
Я точно знаю, что Виктор не верит в переселение душ, но что-то в выражении его лица теперь напоминает мне того самого всезнайку. Кажется, он точно прочитает эту книгу.»
При помощи психологизма авторка экспериментирует с удачными и неудачными примерами. Она живо представляет себе реальную ситуацию, когда даёшь совет кому-то и идеальный вариант предложить получается не сразу, сначала нужно прощупать почву, последить за реакцией собеседника.
Обратим внимание, что авторка очень профессионально выходит из всем знакомой нам ситуации, когда хочешь привести в пример произведение, но забываешь имя или фамилию героя. Если сочинение в форме рассказа или диалога, вполне нормально «забыть» что-то, специально или случайно. Но не стоит увлекаться этим приемом! Лучше пользоваться им при необходимости, когда правда забыли нечто важное и возможности заменить информацию каким-то аналогом нет.
Кстати, за забытые или не совсем правильные имена баллы не снимаются, если это не произведение из программы, где подобное и вправду могут счесть за грубую ошибку. Так что если напишете «Печоркин» вместо «Печорин» — то уж извините.
«Я вновь задумываюсь, вспоминая что-то, что может ему помочь. В кофейне стало тише, на улице темнеет, а из динамиков звучит приглушённая песня «Битлз». Цепочка ассоциаций приводит меня к «Субмарине», уже не новому драматичному фильму.»
Если вы выбрали для себя формат рассказа, то уместными будут такие художественные вставки, которые играют роль подводок к последующим аргументам. Удачный ход — игра с ассоциациями: окружающая обстановка наводит авторку на идею нового аргумента, чтобы подбодрить Виктора.
«Я начинаю описывать сюжет, пока не добираюсь до момента, когда Оливер Тейт не идет на операцию мамы его девушки. Тут я спрашиваю у Виктора, почему же мальчик не появился в больнице?
— Потому что у мамы Джорданны не было никаких шансов, опухоль мозга крайне сложно удалить.
И Виктор прав, именно так и думал Тейт, будучи умным рациональным подростком. Но операция прошла успешно, мама Джорданны выжила. Из-за излишней рациональности и скептизма Оливер не верил в чудесное выздоровление, но оно произошло. Каким бы маловероятным ни казался благополучный исход, нельзя терять надежду, иначе можно навредить себе тяжелыми мыслями, как и произошло с Тейтом. […]»
К последнему аргументу авторка подходит очень творчески и включает интерактивность — опирается не только не свое мнение, но и задаёт вопросы персонажу Виктора чтобы он сам дошёл до главной мысли. Обратим внимание на то, как в качестве примера выбирается фильм: так тоже можно! Этот ход демонстрирует широкий кругозор выпускника и показывает его способность подбирать примеры под заданную тему из своих личных — не только читательских — интересов.
«Наконец-то Виктор полностью успокаивается, я слышу былую интонацию, когда он предлагает подвести итоги.
— Рационально подходить к выбранной цели, но ни за что не отступать от выбранного маршрута. Верить даже в самые тяжёлые моменты, стараться до последнего и не сдаваться без боя.
И Виктор улыбается моим словам.»
Заключение похоже на финал художественного произведения. Можно закончить какой-нибудь суммирующей ёмкой мыслью в духе «бороться и искать, найти и не сдаваться», и в этом случае можно обойтись без таких традиционных вводных конструкций, как «таким образом», «в заключение» и т.д.
У авторки получился открытый финал, как в романах, и при этом — с законченной мыслью. Тема сочинения полностью раскрыта, красной нитью «протянут» диалог с Виктором, выдержан художественный стиль и удачно подобраны аргументы.
Формат рассказа — смелое решение. Это жанр более сложный, нежели традиционное сочинение, но выглядит действительно удачно и интересно.