Семиотика, или Как мемы стали частью науки
Сейчас в мире более 7 тысяч языков, но самый универсальный из них — язык знаков. Нам необязательно помнить, что значит фраза «Caution! Wet floor» на табличке, если под ней есть символ падающего человека. В этой статье мы расскажем об основных понятиях семиотики — науки, изучающей знаки и символы, а также проведём декодирование бренда «Своими словами» и выясним, почему мемы — тоже символы. Разобраться в этой теме нам поможет эксперт Чемпионата — Маша Орловская.
Что изучает семиотика?

Что изучает семиотика?

«Семиотика — это наука о знаках: о структуре самого знака и о том, как знаки складываются в знаковые (символические) системы. То есть, фактически, мы можем назвать знаком едва ли не всё, что угодно. Кроме того, визуальный образ это тоже знак — например, образ старичка в колпаке может быть для нас таким же многозначным знаком.
Это может быть Гэндальф, гном, Дед Мороз или кто-то ещё».
Маша Орловская

Знак — любой символ, который наделён смыслом. Важное условие превращения символа в знак — наличие наблюдателя, который сможет понять его смысл.
СМЫСЛ + НАБЛЮДАТЕЛЬ = ЗНАК
Бренды используют логотипы и знаки для того, чтобы доносить до аудитории сообщения и транслировать идеи. Молодёжная редакция решила провести декодирование нашего любимого бренда — Чемпионата сочинений «Своими словами», чтобы разобраться в семиотике на самом близком примере.
Как мы выяснили, у любого семиотического знака должен быть адресат. В нашем случае это участники олимпиады — ученики средней и старшей школ, именно им должны быть понятны логотип и оформление в первую очередь.
Начнём с цветовой гаммы: белый, синий и красный. В контексте Чемпионата её можно трактовать так:
  • белый цвет — тетрадный лист;
  • синий цвет — чернила;
  • красный цвет — тетрадные поля.
Даже если участники не осознают этого, цвета создают ассоциацию, подсознательно понятную для школьников.
Теперь выясним, как можно классифицировать объекты на странице. По разным признакам учёные выделяют несколько систем знаков:
  1. Конвенциональные (общепринятые)
    В эту систему входят естественные языки, которые мы используем для общения, а ещё знаки по типу креста на машине скорой помощи или «зебры» на пешеходном переходе. Они могут быть совершенно не похожи на предмет, который обозначают. На сайте «Своими словами» встречаются стопки книг и ручки с карандашами — они обозначают образовательную направленность Чемпионата.
  2. Информационные и специализированные
    Знаки, созданные искусственно, например, для науки или программирования, а ещё системы записи: формулы, нотная запись и шахматная нотация.
  3. Образные
    К ним относятся языки искусства — живопись, танцы, а ещё мимика и позы. Цветовую гамму Чемпионата можно отнести к этой системе, ведь она является одной из главных частей фирменного стиля, который делает бренд более узнаваемым и создаёт его образ в глазах наблюдателя.
  4. Натуральные
    Все знаки, которые можно наблюдать в природе, принято называть натуральными — следы зверей, звёзды на небе или приметы, связанные с погодой.

«Знаки рассыпаны во всём, что связано с человеком и человечеством, начиная от мифологических времён (так как на знаковую систему распадается сама структура мифа).
Знаковой системой является человеческая культура в принципе, даже если мы возьмём первобытную культуру, культуру средневековья или культуру двадцатого века.»

Маша Орловская

Ещё одна система классификации была предложена Ч. С. Пирсом. Он предложил делить знаки на три категории:
  1. Знаки-иконки
    Изображение на них максимально приближено к их значению — это рисунки, картинки и фотографии. На всех страницах сайта «Своими словами» есть главные герои — персонажи, символизирующие участников. Они все абсолютно разные, ведь участие в Чемпионате может принять каждый. Это нетривиальный пример знаков-иконок: участники показаны в виде рисунков людей, а не в виде символов, обозначающих человека или слова «участник».
  2. Знаки-индексы
    Такие знаки отображают признак предмета, который обозначают. Например, след животного как признак недавно пробежавшего зверя или выражение лица — признак эмоции, которую испытывает человек.
  3. Знаки-символы
    Это знаки, связанные с объектом только общей договоренностью. Внешне они могут никак не отображать значение или быть очень далекими от обозначаемого предмета. Например, все буквы относятся к категории знаков-символов — они обозначают звуки, которые нельзя представить визуально.
В фирменном стиле бренда «Своими словами» используются разные типы и системы знаков: и иллюстрации направлений, которые поддерживают смысл визуальными образами, и галочки с облаками, похожие на рисунки на полях. Через яркие иллюстрации, персонажей и дружеский tone of voice (стиль речи и манера общения, а ещё выбор слов и выражений) Чемпионату удаётся передать свою основную идею: комфортное место для самовыражения, где принимают разных и непохожих друг на друга авторов, которые готовы выйти за рамки.
Таким Чемпионат делают организаторы — не только отдел коммуникаций, но и проектная лаборатория. Мы задали несколько вопросов одному из экспертов-составителей заданий — Маше Орловской, чтобы ещё глубже разобраться в семиотике. И мемах.
Лаборант Лаборатории лингвосемиотических исследований и эксперт Проектной лаборатории развития интеллектуальных состязаний
Маша Орловская
— Если буквы являются символами, то можно ли считать отдельные слова и фразы знаками?
— Да. Базовое определение языка включает в себя то, что язык — это знаковая система. То есть различительным элементом здесь может быть как конкретный знак или даже часть знака (если мы говорим о языках, где используются иные системы письменности, например, иероглифы), так и каждое отдельное слово, потому что никакой элемент человеческой речи сам по себе ничего не значит. Нам необходим контекст для того, чтобы что-то начало означать хоть что-нибудь.
Например, фраза «Учишься балету, Поттер?» сразу же ассоциируется у нас с определенными фильмом и героем. Скорее всего, вы даже произнесли её с интонацией Драко Малфоя. А если вбить в поиск слово «учишься», то в числе первых строк браузеры предлагают именно эту фразу. Таким образом, благодаря фильму предложение из трёх слов приобрело новое значение. Фраза работает в определённом контексте и имеет единственное значение. То есть она стала определённым символом, у которого есть смысл и аудитория, понимающая его, а значит, фраза стала знаком. Так, каждая отсылка или пасхалка, пока кто-либо её понимает, является знаком и предметом исследования семиотики.
Говоря об отсылках, мы можем выделить несколько на главной странице «Своими словами». За персонажами людей мы можем увидеть птиц — обычно такие птички-галочки ставят напротив достигнутых целей. Кроме того, птицы парят в облаках, свободные и ничем не ограниченные, ведь один из главных слоганов Чемпионата — «Освободи мысли от рамок».
Так и участники «Своими словами» могут писать о чём угодно, ведь они свободны в своих размышлениях, как птицы в небе.
—  Разобрались, что семиотика изучает всю человеческую культуру. Ещё одной её частью являются мемы. Можно ли считать их знаками?
—  Мем — это чаще всего картинка с определённым смыслом. Её понимают только люди, знающие контекст.
Для мема, так же как и для всех знаков, мы можем выделить три способа измерения знаковой теории:
  1. способность хранить и накапливать информацию (семантика);
  2. способность вступать в связь с другими мемами (синтактика);
  3. способность быть понятным в определённом контексте (прагматика).
Получается, что информационная задача мемов совпадает с задачей знаков. Поэтому можно однозначно сказать, что мемы — тоже знаки и часть науки. А если быть точнее, отдельной научной дисциплиной — меметикой.
—  Почему именно их из всего пласта современной культуры выделяют в отдельную науку?
— В любой науке есть множество подсфер. Например, конкретная работа может быть одновременно литературоведческой и культурологической (или антропологической), и если мы будем называть её просто литературоведческой, то упустим специфическую нишу на стыке двух наук, занятую этой темой. То же самое касается и теории мемов. Она находится не исключительно в области семиотики или любой другой науки, есть ещё огромный социокультурный пласт, который можно изучать со сторонынеобходимо изучать не только с семиотической точки зрения. Например, со стороны социологии. Кроме того, теория мемов функционирует как элемент теории эволюции культуры — то есть, с одной стороны, это социологическая перспектива, с другой стороны — культурологическая.
В обычной жизни мы редко слышим о семиотике, хотя она окружает нас везде: любой предмет можно рассмотреть в качестве символа. Мы можем сами создавать знаки или придумывать им новые значения. Слушая музыку, листая ленту социальных сетей, мы в какой-то степени прикасаемся к науке, ведь узнаём новые смыслы символов, а значит, изучаем их.
Мы живём в мире, где каждый шаг, каждая фраза могут быть разобраны на знаки. Сложно представить наше общество и культуру без них. Семиотика сопровождает нас повсюду, даже если мы не подозреваем этого. Поэтому иногда достаточно просто полистать мемы, чтобы стать своего рода учёным.
—  Почему именно их из всего пласта современной культуры выделяют в отдельную науку?
— В любой науке есть множество подсфер. Например, конкретная работа может быть одновременно литературоведческой и культурологической (или антропологической), и если мы будем называть её просто литературоведческой, то упустим специфическую нишу на стыке двух наук, занятую этой темой. То же самое касается и теории мемов. Она находится не исключительно в области семиотики или любой другой науки, есть ещё огромный социокультурный пласт, который можно изучать со сторонынеобходимо изучать не только с семиотической точки зрения. Например, со стороны социологии. Кроме того, теория мемов функционирует как элемент теории эволюции культуры — то есть, с одной стороны, это социологическая перспектива, с другой стороны — культурологическая.
В обычной жизни мы редко слышим о семиотике, хотя она окружает нас везде: любой предмет можно рассмотреть в качестве символа. Мы можем сами создавать знаки или придумывать им новые значения. Слушая музыку, листая ленту социальных сетей, мы в какой-то степени прикасаемся к науке, ведь узнаём новые смыслы символов, а значит, изучаем их.
Мы живём в мире, где каждый шаг, каждая фраза могут быть разобраны на знаки. Сложно представить наше общество и культуру без них. Семиотика сопровождает нас повсюду, даже если мы не подозреваем этого. Поэтому иногда достаточно просто полистать мемы, чтобы стать своего рода учёным.
Над материалом работала:
Над материалом работала:
  • Вероника Будюк