Я сразу говорю, что детям не нужно читать текст, и для них это всегда большое облегчение. Обычно они думают, что сейчас их заставят читать вслух, а для кого-то это (спасибо, школа) серьёзный стресс. Важно понимать, что все дети разные, нужно быть немного психологом. Ты можешь «считать», готов ли человек сейчас звучать или нет, и выбрать, какая тактика взаимодействия с ним подойдет. Даже если ребёнок — тихоня, можно получить от него какой-то отклик. Например, сделать так, чтоб напор мыслей внутри него был настолько сильный, что он сам захочет включиться и ответить. Есть и очень общительные дети, с которыми придётся мягко, но настойчиво строить диалог, чтобы ты был главный и вёл беседу туда, куда нужно в контексте истории.
Ведь взрослый здесь ты, и ты прекрасно знаешь, что будет дальше по сюжету, а дети этого не знают, значит, ты можешь накалять разные эмоции, чтобы удерживать внимание слушателя на тексте. Когда такой пример видят родители, они и сами учатся читать вслух более ярко, узнают, как делать так, чтоб ребенок отдавал в этот момент все свои чувства и эмоции, ведь чтение вслух — это живой процесс, со смехом, с какими-то общими воспоминаниями, он требует включённости эмоционального интеллекта и помогает его развивать. А потом не только родители мотают на ус, как читать, но и дети тоже учатся: они понимают, что нужно комментировать иллюстрации, что можно как-то отождествить героя с собой, вспомнить свой опыт.