ТЕКСТ АРИНЫ ПЕТРОВОЙ
«Раскрываться и глаголом жечь»: Светлана Демешонок о любви к чтению
и речи в работе продюсера
Даже проекту о речи, чтении и науке не стоит забывать об одном непопулярном мнении: не все обязаны любить читать. Кто-то с детства холоден к литературе, потому что ни «Маленький принц», ни «Война и мир» при чтении в школе не произвели вау-эффекта. Кто-то не может найти своего любимого автора и ту самую книгу в лабиринтах книжных магазинов. Это нормально, не стоит из-за этого переживать: при желании полюбить чтение можно в любом возрасте и с любыми интересами, в том числе профессиональными.

О том, как привить интерес к книгам себе или своему ребёнку, а также о том, как свою речь используют продюсеры (спойлер: как настоящие фокусники!), мы поговорили со Светланой Демешонок — специалистом по детской и подростковой литературе, продюсером проекта о любви к людям и книгам, который называется «Чуткие чтения».
Светлана Демешонок
В школе есть определенный список единиц, которые каждый ученик должен освоить, даже несмотря на то, что некоторые осваивать их не очень-то хотят. Иногда это отбивает интерес к чтению у детей в принципе. Как показать, что книги — это не только то, что дают в школе «принудительно»?
— Моя включенность в образовательный процесс очень высокая, так что, пожалуй, моё мнение не может быть каким-то срезом. Я понимаю, как неуверенно чувствует себя ребёнок, когда в школе встречается с текстами один на один, ведь взрослые часто воспринимают чтение как достаточно легкий предмет. И если с математикой и русским ещё вполне могут уделить время и внимание, чтобы помочь ребёнку разобраться, то литература обычно — всего лишь «просто прочитай, там ничего сложного».

В ситуации, если можно как-то «отскочить» от принудиловки, я бы скорее позволила это сделать. Но если точно понимаю, что «разминуться» с каким-то произведением не получится, постараюсь выделить время, чтобы хоть чуть-чуть зажечь интерес ребёнка, а в идеале — почитать весь текст вместе. В целом каждый родитель сам может критически оценить, насколько важно ознакомиться с конкретным произведением.

Здорово, если ребенок в школу приходит уже с каким-то читательским опытом: погружение в литературу может пройти легче, если уже есть база в виде неспешно сформированного теплого отношения к чтению как к части детства, где охотно нырялось в истории, которые читали вслух специально для тебя.
Все хотят, чтобы дети читали, развивались, чтобы они были культурными и росли людьми, что называется, с горизонтами. Можно, конечно, уповать на то, что тебе «повезло с ребёнком» и он сам по себе настолько классный, что чтение для него — совершенно естественное увлечение. Такие «подарочные» дети, разумеется, есть, но, как правило, в #нашидетилюбяткниги всё-таки нужно вложиться.

Я прекрасно помню себя ребёнком, когда ты над каким-то текстом просто умираешь и не можешь сам себе ответить на вопрос «А зачем я сейчас трачу свое время на это? Почему я должен это делать?». Ребёнку с чтением в любой момент обучения может понадобиться такая же помощь, как и с другими предметами. Кроме того, нужно обязательно обеспечить антистресс — противоядие от принудиловки, так сказать.

Все же в курсе, что родители могут подъезжать к своим детям на любых «кривых козах», чтобы убедить их почитать обязательную литературу? Это могут быть дополнительные минуты игры в приставку, конечно, — дети вполне идут на такие условия, или, например, хорошие тексты, которые вы после обязательного чтения с радостью почитаете вместе (и у всех гарантированно найдётся на это время).

Как привить любовь к чтению нечитающим детям? Расскажите, пожалуйста, про опыт «Чутких чтений».
— «Чуткие чтения» придумались как место, куда можно прийти вместе с ребёнком и обязательно получить удовольствие. У проекта такой слоган: «Мы делаем встречу с книгой праздником, которого ждут».
На мой взгляд, это очень хорошая, правильная установка: книжка — это праздник и никак по-другому.

Детям здесь рады. Внимание взрослого направлено только на них — это самое важное, это очень ценится детьми. Тебе радуются, с тобой общаются без всяких заигрываний, просто как с интересным человеком: «Ты уже для меня интересный человек, независимо от того, любишь ли ты читать или нет».

Конечно, я спрашиваю у детей, что им пообещали за то, что они придут ко мне, и получаю ответы: «Мы пойдем есть сосиски! Мы пойдем в булочную за булочкой!» — и это правда так. Но когда дети и родители это произносят вслух среди гостей «Чутких чтений» — в этот момент ситуация становится смешной. И в следующий раз можно будет обойтись без обещаний какао и круассанов, а просто пригласить ребёнка на хорошую историю. Я за честность, без манипуляций.

Я сразу говорю, что детям не нужно читать текст, и для них это всегда большое облегчение. Обычно они думают, что сейчас их заставят читать вслух, а для кого-то это (спасибо, школа) серьёзный стресс. Важно понимать, что все дети разные, нужно быть немного психологом. Ты можешь «считать», готов ли человек сейчас звучать или нет, и выбрать, какая тактика взаимодействия с ним подойдет. Даже если ребёнок — тихоня, можно получить от него какой-то отклик. Например, сделать так, чтоб напор мыслей внутри него был настолько сильный, что он сам захочет включиться и ответить. Есть и очень общительные дети, с которыми придётся мягко, но настойчиво строить диалог, чтобы ты был главный и вёл беседу туда, куда нужно в контексте истории.

Ведь взрослый здесь ты, и ты прекрасно знаешь, что будет дальше по сюжету, а дети этого не знают, значит, ты можешь накалять разные эмоции, чтобы удерживать внимание слушателя на тексте. Когда такой пример видят родители, они и сами учатся читать вслух более ярко, узнают, как делать так, чтоб ребенок отдавал в этот момент все свои чувства и эмоции, ведь чтение вслух — это живой процесс, со смехом, с какими-то общими воспоминаниями, он требует включённости эмоционального интеллекта и помогает его развивать. А потом не только родители мотают на ус, как читать, но и дети тоже учатся: они понимают, что нужно комментировать иллюстрации, что можно как-то отождествить героя с собой, вспомнить свой опыт.
А какие у таких чтений перспективы, как это может пригодиться в будущем? Например, появляется навык не бояться публичных выступлений или, может, становится легче подобрать слова для выражения своих мыслей?
— Проекту уже 6 лет, поэтому дети, которые пришли трех-, четырёхлетними, уже подросли, но многие ходить на «Чуткие чтения» не перестали. Хорошо заметно, что опытные дети, которые давно с проектом («давно» — это условное понятие, для кого-то это два месяца, для кого-то — год), невероятно открыто и понятно выражают мысли, не боятся высказывать своё мнение и свои ощущения в связи с тем, что читают. Таких детей всегда видно. Они точно не вылетят из повествования, отвлекаясь на то, что происходит вокруг, они сфокусированы — это тоже важное умение. Если у кого-то фокус может исчезнуть, потому что «я не привык» или «я устал», то у детей, занимающихся чтением вслух, способность дольше держать фокус и быть включенным в повествование прочнее. Хотя по большому счету у нас нет занятий. Когда родители говорят, что придут на следующее занятие, меня это всегда удивляет: даже слово «занятие» само по себе тяжёлое, ответственное. То есть у родителей ощущение важности происходящего есть, а подходящего слова для такого edutainment'а до сих пор нет — занятие и все тут.
А как взрослые сами переживают такой опыт чтения? Что он им даёт, помимо того, что они учатся читать читать вслух?
У взрослых появляется ощущение поддержки. Родители ведь тоже сражаются с этими ветряными мельницами из разряда «надо почитать», это такая история, которая может и силы забирать, и нервы жечь. Некоторые не могут справиться, расстраиваются и готовы уже бросить попытки. А тут есть помощник, который берёт на себя ответственность сделать все максимально классно и качественно — почитать то и так, чтобы у ребёнка «дзынькнуло».
Родители получают подкрепление, поддержку и благодарность за то, что они уделяют этому время: благодарим же мы по-честному не ребенка, а родителя за то, что он нашёл на это время. Это подкрепляет уверенность в том, что надо это продолжать этим заниматься, расширять свои читательские горизонты вместе с ребенком и повышать собственный культурный уровень.
Мы ещё сделали специальное направление «Чутких чтений» для взрослых. Это отдельная история которая выросла из проекта сама. Взрослые, очень занятые и серьезные люди приходят на наши события, чтобы послушать книжку, которая предназначена для подростков. Кажется, что нужны другие, актуальные для взрослых людей, книги, но возможность познакомиться именно с подростковыми вызывает глубокий отклик внутри, потому что такое чтение возвращает тебя в бурные годы, при этом ты ещё и ловишь кайф от забытого ощущения, когда читают тебе. Такая недоступная роскошь во взрослой жизни. Так что это очень эмоционально насыщенный опыт, от которого люди внутренне здоровеют, это для них как терапия хорошей книгой и хорошей встречей.
С чего стоит начать своё личное знакомство с литературой, когда думаешь «надо бы», но не знаешь, как выбрать автора, да и любимую книгу не нашёл?
Прийти в библиотеку или книжный магазин с запросом на уровне «ну, надо что-то почитать» — это тупиковая ситуация, когда нужная (самая-самая) книжка, скорее всего, не встретится с тобой.
Если есть желание сделать путь к хорошей книжке более чётким и прямым, можно объединиться с единомышленниками.
Например, вписаться в какой-то челлендж или читательский марафон. Можно стать участником книжного клуба, где будут люди, которые с тобой на одной волне, и ты будешь ими услышан. Те советы и рекомендации, которые ты получишь от них, могут помочь. А ещё подкастеры, колумнисты, издательства, которые ведут свои соцсети и бесконечно устраивают разные промо-встречи, тоже могут дать бесценные наводки.
Расскажите, пожалуйста, немного про лекторий «Почитай науку». Чем он был вам интересен с продюсерской точки зрения?
«Почитай науку» — это мой свежий опыт продюсирования. Организаторы программы фестиваля NAUKA 0+ в Красноярске захотели сделать лекторий, где профессоры СФУ интерактивно прочтут книги детям разных возрастов. Вот с таким запросом к тебе обращаются организаторы, и ты понимаешь, что эта идея просто космически прекрасна и особенна, потому что профессура — это очень крутые взрослые люди, которых знает все мировое научное сообщество, они готовы рискнуть. Для них это риск, ведь они работают не с детьми, а со студентами — зрелыми личностями.
Был запрос на три возрастных аудитории: 5-7 лет, 7-10 и 10-13. Но хорошая книга универсальна. И возраст совсем не важен: на хорошую, качественную историю отреагируют сердцем. Я это давно знаю, и именно это стало важным открытием для организаторов.
Мне показалось, что это будет очень впечатляюще, и так и получилось. Опора на опыт «Чутких чтений» позволила выстраивать дорожку от профессора к детям, подбирать литературу и модерировать процесс легко и приятно. Все профессора назвали участие в лектории необычным, но очень позитивным опытом.
А как вы используете речь и умение о чем-то рассказывать другим в своей профессиональной деятельности, то есть как продюсер?
Я максимально использую все инструменты сторителлинга на своей странице в Инстаграме, все время тренируя свой навык письменной или устной речи.
Продюсерские тексты — это тексты анонса: «открывашки» и финальные тексты про впечатления, они нужны, чтобы сформулировать какие-то послевкусия для аудитории, расставить маяки, а потом зажечь в них фонарики, приглашающие на следующие встречи.
Когда ты пишешь анонс, например, что «на нашей ближайшей встрече мы поговорим о детском одиночестве, о том, как это бывает страшно и тяжело», у мам-пап возникают раздумья, сомнения и возможно протест: «А нам это вообще нужно? А для нашего воскресного настроения эта тема вообще подходит?» Но вот ты добавляешь к этому пронзительному тексту какую-нибудь настолько нежную иллюстрацию из истории, которая совсем не пугает, и реакция на текст уже другая: взрослые понимают, что да, тема глубока, но нарисовано это безопасно и приятно, а значит есть шанс узнать, что твои дети думаю и чувствуют на эту тему. Ныряя глубоко, мы, может, и вытащим какие-то больные, острые моменты, но не нужно этого бояться. Бывает наоборот: что-то лёгкое ты описал так, чтобы клюнули и пришли «повеселиться», а потом, когда обратной дороги у гостей уже нет, можно положить им в голову историю, к которой люди, может быть, даже не были готовы, но ты принял решение, что она нужна и важна. Если ты бы рассказал про нее как-то иначе, может быть, встречи бы не случилось. То есть продюсер — это такой фокусник, который использует речь для максимального результата.

Кроме того, опыт воркшопов и мастер-классов для профессионального сообщества — это тоже про речь. Ты работаешь, например, с библиотекарями и объясняешь, мол, вы сидите на сокровищах, давайте же делиться ими более щедро, чем можно себе представить по протоколу».
Ты можешь раскрываться и глаголом жечь так, чтобы людям тоже стало интересно и захотелось сделать свой вклад в общее дело. Кто-то этого боится. Делать что-то полезное и быть при этом видимым, рассказывать о своём опыте другим кажется, слишком смело, но на самом деле это классная штука, которую обязательно нужно себе позволить.
Я могла бы продолжать «негромко» читать со своим сыном и не входить в пул популяризаторов чтения на уровне города или региона, но сейчас, когда я вижу результаты в пути, я кайфую. И без сомнений буду продолжать!

Читайте также