Дарья Конева
Своя вселенная: что такое трансмедийный сторителлинг?
«Медиа» стало почти словом-паразитом за последнее десятилетие. Его значение — предмет жарких споров специалистов теории коммуникации ещё с первой половины XX века. Мы решили не вступать в споры, а найти непонятное слово, содержащее в себе корень «медиа», и разобраться в его смысле самостоятельно. Своими словами с помощью магии и космических кораблей рассказываем о том, что такое трансмедийные истории.
Термин «трансмедийный сторителлинг» ввёл культуролог Генри Дженкинс в 2006 году. На данный момент он ключевой исследователь этого понятия, а его книги стали базовыми в изучении трансмедиа. Г. Дженкинс начал свой исследовательский путь в детстве, когда познакомился с научной фантастикой, — именно этот интерес привлёк его в академический мир. Он изучал то, что ему было ближе всего, — фанатскую культуру, в те времена, когда академическое сообщество ещё не считало зрителя достойным принятия каких-либо решений о контенте. Дженкинс выдвинул гипотезу о том, что фанаты выстраивают отдельную культуру, начиная создавать свои собственные истории на основе «выданных» зрителям каналами и производственными студиями. Эта культура и эти истории показывают то, что волнует и интересует самих зрителей, при этом существуя в уже созданном кем-то нереальном мире. Самый яркий пример — фанфики: множество сайтов с огромным количеством зарегистрированных пользователей, репосты, отдельные книги и фильмы, построенные на увлечённости темой.
Ещё один аспект, подтверждающий значимость фанатской культуры для производителей контента, — желание поклонника стать частью мира, который он любит, — надеть на себя костюм капитана космического корабля или сделать собственную волшебную палочку. Искусство поклонников стало выходить за пределы рассказов в журналах — люди стали делать косплеи и искать сайты, где продают наиболее похожие статуэтки любимых персонажей. Чем больше становилось технологий, тем больше у обычного зрителя появлялось возможностей получать контент. Поэтому обычного похода в кинотеатр стало недостаточно. Чтобы удовлетворить эту потребность, создатели стали выпускать настольные и компьютерные игры. Таким образом, фанаты могли самостоятельно выбирать, в каком виде потреблять любимую историю.
Этот вид «рассказывания историй» с подачи Генри Дженкинса начал называться трансмедийным сторителлингом: «Процесс, при котором неотъемлемые элементы художественного произведения систематически распределяются по нескольким информационным каналам с целью создания единого и скоординированного развлекательного опыта».
Своими словами:
Автор придумывает историю в собственном мире со своими правилами. Части этого произведения преподносятся аудитории на разных медиаплатформах: в виде фильмов, компьютерных игр или комиксов.
Чаще всего трансмедийная вселенная развивается из одного произведения. Так, например, Джоан Роулинг сначала выпустила две книги о Гарри Поттере, потом компания Warner Bros. выкупила у неё права на производство серии фильмов, и лишь спустя 4 года после литературной премьеры на экраны вышел полнометражный фильм «Гарри Поттер и философский камень». Мир волшебства мальчика в круглых очках — идеальный пример трансмедийной истории.
Основные аспекты, делающие историю трансмедийной
Основные аспекты, делающие историю трансмедийной
1. Мир со своими правилами и потенциалом.
Гарри Поттер воспитывался в семье маглов — обычных людей, живущих в пригороде Лондона. Но после своего 11-го дня рождения мальчик узнаёт, что он — часть мира волшебников, скрытого от глаз обывателей. Вся серия книг рассказывает только об одном персонаже и его приключениях, но по правилам мира, в котором он существует, могут существовать и другие, даже не связанные с Гарри герои. Например, в фильме «Фантастические твари и где они обитают» события происходят за 65 лет до рождения Гарри, а главным героем выступает молодой парень, который работает на Министерство магии. Ни Хогвартса, ни того, кого нельзя называть. Однако фанаты смогли погрузиться в любимую атмосферу и даже найти пасхалки и отсылки к основной истории. Например, шарф факультета Пуффендуй в чемодане главного героя.
Подтверждением того, что потенциал мира кончается далеко за пределами последней книги Роулинг, является вышедшая в прошлом году 3-я часть приквела «Фантастические твари: Тайны Дамблдора» и новость о том, что Warner Bros. начали подготовку отдельного сериала по теме.
2. Несколько медиаканалов с отличающимся контентом.
  • 7 основных книг и 3 официальных дополнения
  • 11 фильмов
  • 11 официальных видеоигр
  • аудиокниги по всем частям
  • специально созданный автором сайт Pottermore с дополнительным эксклюзивным контентом, мини-играми и квестами по известным историям
  • фестивали и аттракционы в Парках развлечений
  • памятники в реальных локациях (Платформа 9 и ¾ на вокзале Kings Cross)
  • Волшебный мир Гарри Поттера в парке Universal Orlando, США
А также множество фанатских произведений искусства.
3. Несколько «дверей» в мир.
О мальчике со шрамом на лбу как будто и правда знает весь мир. Но незнакомый с историей человек в 2023 году может попасть в мир Гарри Поттер с разных точек. Если в 2000 году ребёнку могли только подарить книгу, то сейчас взрослый мужчина, опаздывающий на свой поезд на вокзале Kings Cross 1 сентября в районе 11:00, столкнётся с огромной толпой, которая поднимает вверх волшебные палочки. Если он вытащит наушники, то услышит в тишине вокзала странное объявление об экспрессе в Хогвартс. Забежав в свой вагон, он загуглит «Что такое Хогвартс?», попадёт в мир волшебства и осознает, что он обычный магл.
4. Пространство для любопытства и творчества.
Даже после стольких лет (всегда) и произведений, самые ярые фанаты всё ещё многого не знают о мире и биографии даже ключевых персонажей. Чтобы поддерживать их интерес, авторы оставляют пасхалки и подсказки в разных частях трансмедийной вселенной, а ещё дают фанатам пространство для творчества, чтобы самостоятельно придумать то, до чего сценаристы и Джоан Роулинг ещё не дошли.
Конечно, популярность Гарри Поттера построена не только на хорошей трансмедийной стратегии продюсеров, но они делают огромную работу и постоянно поддерживают фанатов и их интерес к истории. Некоторые исследователи считают, что трансмедийный сторителлинг работает только на руку маркетингу и производителям фанатской атрибутики, но Генри Дженкинс отмечает, что переход к трансмедийным вселенным обусловлен развитием технологий, которые позволили большему количеству зрителей высказываться и влиять на истории, а коммерческая часть — побочное явление. Благодаря исследованиям и их интеграции в индустрию развлечений каждый из нас может стать автором и немного волшебником. А может, и хоббитом или путешественником во времени.
Список литературы:
Список литературы: