Возможно, вы никогда не задавались вопросом, какие темы в детских произведениях обходят стороной и почему. В нашем обществе принято не разговаривать с детьми на «взрослые темы». То ли нам кажется, что так мы обезопасим себя и ребёнка, то ли мы просто не умеем подбирать слова для разговоров о смерти, насилии и о том, как работает человеческое тело. Сегодня новое поколение родителей, выросшее в постсоветском пространстве, иначе подходит к детскому воспитанию. Родители чаще говорят с детьми о запретном ранее. На прилавках всё больше детских книг, в которых с помощью простого языка и ярких картинок авторы стремятся рассказать о человеческом теле, о том, что такое смерть и как её воспринимать, почему насилие существует и как к нему относиться.
В культурах народов мира тема смерти воспринимается по-разному. Так, например, в 2017 году во всемирный прокат вышел мультфильм «Тайна Коко». Его события происходят в Мексике в канун Дня мертвых. Для мексиканцев это день памяти предков. Считается, что в этот день души умерших спускаются на землю к тем, кто о них помнит. В мультике затрагивается тема важности уважения памяти ушедших родных и, несмотря на то, что смерть как явление довольно сложна в восприятии и обсуждении, тем более для детей, мультфильм стал очень популярным по всему миру. Этот пример демонстрирует то, как постепенно табуированные ранее темы в детской литературе и мультипликации становятся обсуждаемыми. В России «Тайна Коко» вызвала неоднозначную реакцию: родители с опаской пускали своих детей в кино на просмотр такой анимации. Однако, даже в сознании русского человека эта тема уже не кажется такой страшной в контексте детского восприятия.
На самом деле многие сказки, которые нам читали в детстве, повествуют о смерти и о жестокости. Но любая сказка хороша тем, что её можно интерпретировать каким угодно образом. Что, если мы скажем, что всеми нами любимые сказки «Бесконечная история» и «Питер Пен» тоже повествуют о смерти и жестокости? Просто в сказках добро побеждает зло, а умирают, обычно, понарошку. Например, улетают в страну, где никто и никогда не взрослеет!
Но что, если не закрывать такие неотъемлемые части жизни завесой тайны, а говорить о них спокойно и по-доброму, но честно? То, насколько наше общество готово к открытому разговору с детьми об этом, можно судить по возрастному цензу, которым маркируют книги. Так, например, все книги Астрид Линдгрен продаются на OZON Books с пометкой 16+, в то время как мы все знаем (и читаем) её истории с ранних лет.
Тема табу в детской литературе любопытно раскрывается в статье Екатерины Асоновой
«Детские книги в круге чтения взрослых». Автор рассказывает о четырёх сферах табуированного в детской литературе и отвечает на вопрос: почему мы стесняемся или вовсе не хотим говорить о том, что является неотъемлемой частью жизни? В качестве примера описания жестокости в детской литературе в статье рассматривается книга «Сахарный ребенок» Ольги Громовой. Важность повествования в том, что акценты смещены на что-то доброе и светлое, что вытесняет воспоминания о жестоком и страшном.