Задания
регионального этапа 2021-2022 года
Критерии оценивания работ
Критерий 1. Коммуникативная задача

В тексте выполнена коммуникативная задача, определенная заданием.
Прослеживаются авторская идея / точка зрения, текст воспринимается цельно, после прочтения можно ответить на вопрос «что хотел сказать автор?»
Текст имеет логичную структуру и композицию, помогающую решить
коммуникативную задачу.
По данному критерию начисляются баллы, если текст соответствует коммуникативной задаче задания.
Мах: 20 баллов

Критерий 2. Соответствие стилю

Уместно употребляется стилистически окрашенная лексика, в том числе научные термины или экспрессивная лексика. Уместно употребляются стилистические приемы.
Грамматические средства, речевые формулы, стилистические фигуры и другие средства выразительности употребляются уместно и корректно.
Учитываются особенности предполагаемого адресата (целевой аудитории).
Мах: 10 баллов

Критерий 3. Качество речевого высказывания

Соблюдаются орфографические и пунктуационные нормы (имеющиеся
орфографические и пунктуационные ошибки не затрудняют восприятие текста).
Соблюдаются грамматические и лексические нормы (имеющиеся грамматические и речевые ошибки не затрудняют восприятие текста).
Мах: 10 баллов

Критерий 4. Отбор содержания

Содержание сочинения соответствует заданию и направлению.
Предложенная заданием речевая ситуация должна быть наполнена содержанием, которое полностью определяется автором сочинения. Оценивается степень «раскрытия темы».
Текст работы позволяет судить о знаниях автора в выбранной им области (автор сумел это показать).
Содержание работы оценивается вне согласия/несогласия эксперта с концепцией автора, так как оценивается оригинальность замысла, креативность, готовность ставить проблемные вопросы и последовательность.
Ноль баллов ставится, если содержание работы не соответствует ни одному из заданий.
Мах: 20 баллов

Критерий 5. Качество аргументации

Оцениваются способы быть убедительным и понятным.
В целом работа оценивается экспертом положительно, если она может быть признана убедительной — содержательной и внутренне непротиворечивой.
Мах: 20 баллов

Критерий 6. Особое мнение жюри

Высокая оценка ставится за то, что сочинение написано «своими словами», оно удивляет зрелостью мысли, оригинальностью и способом раскрытия темы.
Мах: 20 баллов
Инструкция участникам
Перед написанием сочинения Вам как участнику Чемпионата следует:

1. Выбрать одно из заданий для написания будущего сочинения. Обратите внимание, что перед Вами находится лишь формальная рамка будущего текста, определяющая коммуникативную задачу и стиль будущего текста, но не точная формулировка темы сочинения.

2. Определиться с материалом, который Вы будете использовать при написании сочинения. Обратите внимание, что при написании текста Вы можете привлекать любой тематический материал, соответствующий Вашему направлению и рассматриваемой в Вашей работе проблеме. Он также должен соответствовать следующим требованиям:
- быть Вам хорошо знакомым. Любое сочинение требует грамотной аргументации;
- соответствовать выбранному направлению.

Помните, что Вашу работу будет проверять эксперт, компетентный в рамках выбранного Вами направления - и он должен быть в состоянии ее оценить (знания из смежных областей могут пригодиться Вам при раскрытии основной темы работы, но они не должны подменять основной предмет высказывания).

3. Озаглавить свое сочинение. В названии необходимо указать номер задания, а затем – название вашей работы.
Например: 3. Проблемы жизни призрака Н. В. Гоголя в периоды полнолуния в средней полосе России.

4. Изучить памятку участника Чемпионата.
Памятка участника Чемпионата
1. Сочинение должно решать предложенную в задании коммуникативную задачу.

Каждое задание предполагает коммуникативную ситуацию, которая ставит перед Вами определенную задачу. Например, коммуникативной задачей работы может быть информирование, убеждение, побуждение. К таким заданиям относятся письма. Инструкции достигают своей коммуникативной задачи, если адресат (или адресаты) понимает, что ему предстоит делать. Концепция похожа на инструкцию – должна побуждать к реализации, какому-то действию. Ироничные тексты сложнее – это приглашение к обсуждению, способ привлечь внимание «тех, кто понимает».

2. Заданию должен соответствовать определенный стиль изложения.
Каждое из предложенных Вам заданий предполагает соблюдение конкретного стиля, следующего из коммуникативной задачи и адресата сочинения. Жюри оценивает уместное употребление стилистических приемов. Например, уместное использование терминологии (научной и специфической для делового стиля), эмоционально-экспрессивных речевых средств. Грамматические средства, речевые формулы, средства выразительности также должны употребляться уместно и корректно. Например, в деловом и научном стилях уместны сложные конструкции предложений, а в письмах они лишь затрудняют восприятие.

3. При оценке сочинения также будут учитываться:
- отбор содержания, соответствующего Вашей теме и выбранному направлению Чемпионата сочинений;
- полнота раскрытия темы;
- самостоятельность мышления и креативность;
- качество и корректность аргументации: текст должен быть убедительным и понятным; адекватность аргументации коммуникативной задаче и стилю работы;
- владение навыками критического мышления, работы с источниками, проверки фактов.

4. Безусловно будут поддержаны такие качества авторов сочинений, как самостоятельность мышления и креативность. Отсутствие плагиата - базовое условие их самостоятельности, а что касается креативности - креативные работы интересно читать, они захватывают глубиной постановки проблем, оригинальностью предложенных путей их решения, яркостью изложения материала.

5. Объем сочинения не регламентируется.
При этом стоить помнить - «краткость - сестра таланта», однако мало емко изложить проблему - важно, чтобы Ваш адресат сумел в нее вникнуть, ее осмыслить. Слишком большой текст препятствует адекватному пониманию изложенного.

6.
Если задание содержит ссылку на сторонний материал, то ее надо скопировать и открыть в новом окне браузера.

7. Вы можете пользоваться материалами электронных библиотек, поисковых систем для проверки данных, которые Вам нужны для аргументации. Однако запрещено использование документов, сохраненных на Вашем компьютере, обращение к мессенджерам или почтовым сервисам.

Если Вы ознакомились с текстом инструкции и памятки, самое время переходить к написанию сочинения. Внимательно изучите список предложенных заданий и выберите то, которое позволит Вам наиболее полно написать своими словами о том, что интересно именно Вам. На конкурс можно представить только одно сочинение.
Естествознание
Задание 1.

Представьте, что Вам поручено создание концепции онлайн-курса по
естествознанию. Напишите связный текст о будущем курсе, адресованный
преподавателям-методистам, которым предстоит принять участие в его
реализации. Определите тематическое поле курса и его аудиторию, цель и общую концепцию преподавания онлайн. Постарайтесь определить, чему сможет научиться прилежный ученик такого курса.

Задание 2.

Выступите в роли номинатора Шнобелевской премии. Для этого необходимо выбрать исследование (реальное или вымышленное) или изобретение и написать критическую статью, объясняющую его конкретные недостатки, обосновать свой выбор для номинации. Обратите внимание, что цель Шнобелевской премии – не только указать на странные исследования или разработки, но и повысить интерес к научным исследованиям. Даже якобы совершенно бесполезные на первый
взгляд исследования заставляют задуматься о чем-то и посмотреть на привычные вещи с новой стороны – поэтому они важны.

Задание 3.

Придумайте манифест Ассоциации Science Writers – журналистов и ученых-
популяризаторов науки, освещающих современные проблемы, которые входят в сферу Ваших интересов. Постарайтесь в числе прочего описать социальное значение и потенциальную аудиторию подобных статей, указать, каких ошибок следует избегать.
Инженерия
Задание 1.

Представьте, что Вам поручено создание концепции онлайн-курса по Вашей специальности, который будут читать другие лекторы. Напишите связный текст о будущем курсе, адресованный преподавателям-методистам, которым предстоит принять участие в его реализации: обоснуйте выбор темы, опишите тематические разделы, предложите идеи для интересной подачи материала, продумайте формат заданий для студентов курса. Завершите свою работу кратким описанием того, чему может научиться его прилежный слушатель.

Задание 2.

Представьте, что Вы устраиваетесь на работу в компанию, связанную с Вашими научными интересами. Выбранную Вами должность получить непросто, Вы знаете о высоком конкурсе, а потому решаете приложить к резюме обстоятельное cover letter - сопроводительное письмо, адресованное hr-специалисту компании (специалисту по работе с персоналом). Не забудьте упомянуть о том, какие актуальные идеи по развитию выбранной области у Вас есть, а также поделиться вариантами их реализации, основанными на Ваших знаниях и опыте.

Задание 3.

Выступите в роли номинатора Шнобелевской премии. Для этого необходимо выбрать исследование (реальное или вымышленное) или изобретение и написать критическую статью, объясняющую его конкретные недостатки, обоснуйте свой выбор для номинации. Обратите внимание, что цель Шнобелевской премии – не только указать на странные исследования и разработки, но и повысить интерес к научным исследованиям. Даже якобы совершенно бесполезные на первый взгляд исследования заставляют задуматься о чем-то и посмотреть на привычные вещи с новой стороны – поэтому они важны.
Искусствоведение и культурология
Задание 1.

Напишите доклад-мистификацию для Первоапрельской шуточной квазинаучной конференции по интересующей Вас теме. Текст должен быть составлен таким образом, чтобы он был понятен и комичен для специалистов по Вашей теме, но казался совершенно серьезным людям со стороны. Доклад должен иметь название и содержать в себе несколько аргументированных тезисов.

Задание 2.

Напишите текст возможной дискуссии двух персонажей на волнующую Вас тему, связанную с искусствоведением и культурологией. Тематика дискуссии может быть любой, однако вести ее должны два деятеля культуры и искусства, принадлежащих к разным эпохам, художественным течениям, эстетическим конвенциям (например, Микеланджело и Бэнкси). Постарайтесь вжиться в их роли, а от лица воображаемого модератора дискуссии резюмируйте получившийся обмен мнениями. Обратите внимание, что выбор людей, живших в одну эпоху, не поощряется.

Задание 3.

Предложите идею мобильного приложения о Вашем любимом виде искусства или направлении в нем. Продумайте и пропишите интерфейс приложения, его цель (просвещение/ развлечение/ афиши/ аналог «Пушкинской карты» и др.), его идею, целевую аудиторию и задачи, которые будет выполнять приложение. Ваш текст (драфт приложения) должен быть адресован команде разработчиков, которым предстоит понять общую тему приложения, потребности его пользователей и способы их удовлетворения.
История
Задание 1.

Напишите доклад-мистификацию для Первоапрельской шуточной квазинаучной конференции по интересующей Вас теме. Текст должен быть составлен таким образом, чтобы он был понятен и комичен для специалистов по Вашей теме, но казался совершенно серьезным людям со стороны. Доклад должен иметь название и содержать в себе несколько аргументированных тезисов.

Задание 2.

Ректор Вашего вуза узнал, что в зарубежных университетах нет исторических факультетов (чаще можно встретить направление Liberal Arts), и вынес на обсуждение вопрос о закрытии истфака, на котором вы учитесь. Напишите обращение к ректору и рабочей комиссии, в котором предлагаете свое решение. Например, для обоснования своей позиции Вы можете описать современные профессии, для которых нужно историческое образование, или написать перечень компетенций, в основе которых лежит умение работать с историческим материалом.

Задание 3.

Представьте, что Вас привлекли в качестве сценариста и консультанта для создания мобильного просветительского приложения на историческую тему. Создание приложения будет реализовано профессиональными программистами и дизайнерами, которые совсем не разбираются в затрагиваемой теме. Напишите драфт приложения для команды разработчиков, а также для операторов, видеоредакторов и актеров (если Вы хотите включить в него лекционные или другие видеоматериалы), чтобы они могли начать работу.
Лингвистика
Задание 1.

Представьте, что Вы хотите начать работать в проекте, связанном с лингвистикой (к примеру, разработка корпуса интересующего Вас языка, проведение исследований особенностей речи детей с афазией или др. – выберите интересное именно Вам). Напишите Cover letter – сопроводительное письмо к Вашему резюме, адресованное руководителю проекта (само резюме писать не нужно), объясняющее, что Вы можете привнести в этот проект и почему он для Вас важен.

Задание 2.

Представьте, что Вам поручено создание концепции просветительского онлайн- курса по лингвистике, который будут разрабатывать и проводить другие люди. Напишите связный текст о будущем курсе, адресованный преподавателям и методистам, которым поручат эту работу. Опишите тематическое поле курса, предложите интересные идеи подачи материала, охарактеризуйте целевую аудиторию. Завершите свой текст кратким описанием того, чему может научиться его прилежный слушатель.

Задание 3.

Представьте, что Вы исследователь, который много работал с определенным лингвистическим материалом. У Вас накопился большой массив данных. Вам пришла идея его оцифровать, но для этого Вам нужно привлечь команду разработчиков. Вам необходимо составить объявление, из которого будет понятно, какой именно вы видите будущую электронную базу данных и на какую тему собран материал, а также написать техническое задание и убедить соискателей в том, что эта работа имеет практическую ценность.
Математика и физика
Задание 1.

Представьте, что Вам предстоит создать курс по интересующей Вас теме, связанной с математикой или физикой. Для того чтобы привлечь людей и помочь им подготовиться к посещению занятий, Вы решили сделать тематический дайджест материалов, адресованный будущим слушателям курса. Обратите внимание на предполагаемый уровень знаний будущих участников Вашего курса и другие возможные характеристики Вашей целевой аудитории.

Задание 2.

Выступите в роли номинатора Шнобелевской премии по физике или математике. Для этого необходимо выбрать исследование или изобретение (реальное или вымышленное) и написать критическую статью, объясняющую его конкретные недостатки, обосновать свой выбор для номинации. Обратите внимание, что цель Шнобелевской премии – не только указать на странные исследования и разработки, но и повысить интерес к научным исследованиям. Даже якобы совершенно бесполезные на первый взгляд исследования заставляют задуматься о чем-то и посмотреть на привычные вещи с новой стороны.

Задание 3.

Вы готовитесь к Летней школе по математике или физике. Кроме анонса школы, необходимо дать материал, который поможет будущим участникам узнать о современных исследованиях в интересующей их теме. Составьте тематический дайджест материалов по Вашей специальности, адресованный будущим участникам Летней школы. В нем необходимо представить различные проекты, ресурсы, статьи и книги, объединив их одной темой.
Медиа и журналистика
Задание 1.

Напишите правила работы СМИ с текстами о людях, попавших в трудную жизненную ситуацию. В своей работе Вы можете использовать материалы сайта

«Защита прав СМИ», а также статьи с сайта Чемпионата «Своими словами» (https://своимисловами.рф). Текст должен быть адресован журналистам и другим сотрудникам сферы медиа, а также только начинающим профессиональную карьеру студентам. Не забудьте про важный элемент такого текста – введение (или преамбулу), в котором Вы объясняете суть проблемы, аргументируете свою позицию.

Задание 2.

Напишите доклад-мистификацию для Первоапрельской шуточной квазинаучной конференции по интересующей Вас научной теме. Текст должен быть составлен таким образом, чтобы он был понятен и комичен для специалистов в Вашей области, но казался совершенно серьезным людям со стороны. Доклад должен иметь название и содержать в себе несколько аргументированных тезисов.

Задание 3.

Напишите текст возможной дискуссии двух персонажей на волнующую Вас тему, связанную с медиа и журналистикой. Придумайте двух персонажей с разными мнениями и различным бэкграундом и постарайтесь вжиться в их роли. Это могут быть личности из непременно разных эпох или любых произведений (например, Кэрри Брэдшоу и Мэрилин Монро). От лица воображаемого модератора дискуссии резюмируйте получившийся обмен мнениями.
Медицина
Задание 1.

Представьте, что Вам поручено создание концепции просветительского онлайн- курса на медицинскую тему, который будут читать другие лекторы. Напишите связный текст о будущем курсе, адресованный преподавателям и методистам, которым предстоит принять участие в его разработке и реализации. Обоснуйте выбор темы курса. Предложите интересную идею подачи материала, опишите тематические разделы курса. Завершите текст краткой характеристикой того, чему может научиться его прилежный слушатель.

Задание 2.

Выступите в роли номинатора Шнобелевской премии. Для этого необходимо выбрать исследование или изобретение (реальное или вымышленное) и написать критическую статью, объясняющую его конкретные недостатки, обосновать Ваш выбор для номинации. Обратите внимание, что цель Шнобелевской премии – не только указать на странные исследования и разработки, но и повысить интерес к научным исследованиям. Даже якобы совершенно бесполезные, на первый взгляд, исследования заставляют задуматься о чем-то и посмотреть на привычные вещи с новой стороны.

Задание 3.

Представьте, что Вы состоите в студенческом клубе по интересам, проводящем еженедельные семинары на различные темы. Вы давно хотели выступить в качестве ведущего, но, когда Вам представилась такая возможность, обнаружили, что другие участники не разбираются в предложенной теме. Составьте дайджест для других студентов-медиков, проясняющий основные понятия интересной Вам узкой темы и предлагающий примеры их использования и трактовки, а также интересные материалы для изучения темы.
Общество
Задание 1.

Напишите доклад-мистификацию для Первоапрельской шуточной квазинаучной конференции по интересующей Вас научной теме. Текст должен быть составлен таким образом, чтобы он был понятен и комичен для специалистов в Вашей области, но казался совершенно серьезным людям со стороны. Доклад должен иметь название и содержать в себе несколько аргументированных тезисов.

Задание 2.

Представьте, что Вы устраиваетесь на работу в компанию, связанную с Вашим основным научным интересом. Выбранную Вами должность получить непросто, Вы осведомлены о высоком конкурсе, поэтому Вам следует приложить к резюме cover letter – сопроводительное письмо, адресованное руководителю отдела, в который Вы планируете попасть. Не забудьте упомянуть о том, какие актуальные идеи по развитию выбранной области у Вас есть, а также поделиться вариантами их реализации.

Задание 3.

Придумайте мобильное приложение, которое могло бы помочь в решении волнующей Вас общественной проблемы. Опишите идею и функционал такого приложения для команды разработчиков – дизайнера и программиста – с которыми Вам предстоит его делать вместе. Важно четко описать пользователей приложения, рассказать об их потребностях, которые оно будет удовлетворять. Предложите варианты решения заявленной проблемы, доступные приложению, и укажите, за счет каких ресурсов эти решения будут достигаться.
Педагогика
Задание 1.

Напишите листикл (статью в виде нумерованного перечня развернутых тезисов) для медийного издания, которое читают родители школьников, на тему: «Как неудачи и провалы формируют образовательный путь человека». Используйте любые материалы (произведения литературы, кино, других искусств, биографии, мемуары и пр.), которые иллюстрируют то, как неудачи и резкие повороты судьбы влияют на раскрытие способностей человека. Не забудьте про введение к статье и заголовок (в стиле «Десять причин, чтобы...»; «Семь вопросов к...» или т.п).

Задание 2.

Представьте, что Вам предстоит заключить соглашение о сотрудничестве между образовательным учреждением, в котором Вы работаете, и одним из учреждений культуры (музей, театр, библиотека, выставочный зал и т.п.). Важная часть соглашения – описание содержания взаимодействия (предмет соглашения). Предложите описание того, что могут делать совместно партнеры, какую выгоду они могут получить в результате сотрудничества, в виде раздела «Предмет соглашения» данного документа.

Задание 3.

Напишите текст возможной дискуссии двух персонажей на волнующую Вас тему, связанную с педагогикой. Придумайте двух персонажей с разными мнениями и различным бэкграундом и постарайтесь вжиться в их роли. Это могут быть личности из непременно разных эпох, культур или любых произведений (например, Мэри Поппинс и Виктория Прудковская). Резюмируйте получившуюся дискуссию от лица её модератора.
Политика и право
Задание 1.

Предложите идею мобильного приложения для существующего или придуманного Вами портала гражданской тематики, включающего в себя голосовой помощник в качестве одной из функций. Драфт приложения Вы создаете для команды разработчиков, которым нужно объяснить, в чем состоит идея портала, для каких пользователей создается приложение, какие задачи оно будет решать и какие функции будет выполнять голосовой помощник. Обратите внимание на его аватар, голос, формулировки.

Задание 2.

Напишите текст возможной дискуссии двух персонажей на волнующую Вас тему, связанную с политикой и правом. Придумайте двух персонажей с разными мнениями и различным бэкграундом и постарайтесь вжиться в их роли. Это могут быть личности из непременно разных эпох, культур или любых произведений (например, Принцесса Диана и Шерлок Холмс). Резюмируйте получившуюся дискуссию от лица её модератора.

Задание 3.

Представьте, что Вам поручено создание концепции онлайн-курса на правовую тему, который будет организован без лекций и очных встреч участников. Напишите связный текст о будущем курсе, адресованный методистам, которым предстоит принять участие в его разработке и реализации. Предложите тему курса и описание его потенциальной аудитории. Опишите тематические разделы, форму подачи материала. Завершите текст о курсе кратким описанием того, чему может научиться его прилежный слушатель.
Программирование и информационные технологии
Задание 1.

Представьте, что Вам поручено создание концепции образовательного онлайн- курса о программировании или другой сфере компьютерных наук, который будет разрабатывать команда методистов. Напишите связный текст о будущем курсе, адресованный методистам: начните с описания целевой аудитории курса, ее потребностей и возможностей. Опишите тему курса, предложите способ подачи материала. Завершите курс кратким описанием того, чему может научиться его прилежный слушатель.

Задание 2.

Выступите в роли номинатора Шнобелевской премии в сфере компьютерных наук. Для этого необходимо выбрать исследование (реальное или вымышленное) или изобретение и написать критическую статью, объясняющую его конкретные недостатки, обосновать выбор для номинации. Обратите внимание, что цель Шнобелевской премии – не только указать на странные исследования и разработки, но и повысить интерес к научным исследованиям. Даже якобы совершенно бесполезные, на первый взгляд, исследования заставляют задуматься о чем-то и посмотреть на привычные вещи с новой стороны.

Задание 3.

Представьте, что Вы приглашенный редактор тематического номера журнала или медийного издания, адресованного широкой аудитории. Вас пригласили, чтобы создать номер о компьютерных науках. Придумайте и опишите концепцию оригинального тематического номера, работать над которым будет целая команда. Обратите внимание, что не все работники имеют высшее техническое образование. Постарайтесь предложить тематическое наполнение разных рубрик издания (у кого можно взять интервью, о чем сделать репортаж фотографу и т.п.).
Психология
Задание 1.

Представьте, что Вы главный редактор научного журнала, адресованного Вашим коллегам по специальности. Придумайте и опишите концепцию оригинального тематического номера, работать над которым будет целая команда. Предложите тематическое направление для каждого раздела журнала, выскажите пожелание по оформлению (дизайн, иллюстрации, фотографии).

Задание 2.

Представьте, что Вам поручено создание концепции онлайн-курса на любую тему, который будут читать другие лекторы. Напишите связный текст о будущем курсе, адресованный преподавателям и методистам, которым предстоит принять участие в его разработке и реализации. Опишите целевую аудиторию курса, его тему, делая акцент на мотивах и потребностях потенциальных слушателей. Предложите способ подачи материала и коммуникации с участниками. Завершите курс кратким описанием того, чему может научиться его прилежный слушатель.

Задание 3.

Доводилось ли Вам «читать город» или анализировать бытовые ситуации, обнаруживая в происходящем вокруг необычные примеры для объяснения изучаемой Вами дисциплины? Напишите на основе такого наблюдения небольшую статью для профильного сайта или блога или идею к сценарию видео для Вашего ютуб-канала. Постарайтесь в своем тексте описать ситуацию (или явление), которую Вам доводилось замечать, и дать к ней объяснение в психологическом ключе, возможно, с опорой на конкретные подходы в описании психологических процессов.
Спорт
Задание 1.

Представьте, что Вас пригласили в команду кандидата на должность мэра города, чтобы разработать его предвыборную программу в сфере спорта и здорового образа жизни и создать тексты его выступлений на данную тему. Напишите свои предложения для программы, постарайтесь оформить их в виде нескольких предвыборных развернутых тезисов, адресованных разным группам избирателей.

Задание 2.

Напишите концепцию онлайн-курса о спорте или физической активности, который Вы могли бы предложить одной из успешных компаний на этом рынке. Чем можно было бы увлечь потенциально неспортивную аудиторию? Или, напротив, о чем мог бы быть курс для самых увлеченных? Предложите тему курса, опишите его аудиторию таким образом, чтобы над созданием содержания могли начать работать методисты компании. Предложите формат проведения занятий и/или подачи материала.

Задание 3.

Предложите идею приложения, целью которого является помощь начинающим спортсменам в тренировках. Одна из функций приложения – голосовой помощник. Драфт приложения Вы создаете для команды разработчиков, которым нужно объяснить, для каких пользователей создается приложение, какие задачи оно будет решать и какие функции будет выполнять голосовой помощник. Предложите, каким может быть его аватар, голос, особенности речи.
Филология
Задание 1.

Напишите текст возможной дискуссии на волнующую Вас проблему, связанную с филологией как научной дисциплиной. Придумайте двух персонажей с разными мнениями и различным бэкграундом и постарайтесь вжиться в их роли. Это могут быть личности из разных эпох, культур или любых произведений (например, Эмиль Золя и Гай Монтэг). От лица воображаемого модератора дискуссии резюмируйте получившийся обмен мнениями. Обратите внимание, что выбор людей, живших в одну эпоху, принадлежащих одной культуре, или персонажей из одного произведения не поощряется.

Задание 2.

Представьте, что Вас пригласили работать в один из современных литературных или библиотечных проектов (например, Полка или Bookmate). Вам предстоит развивать клиентские сервисы проекта. Предложите идею голосового помощника/чат-бота, ориентированного на одну или несколько потребностей посетителей ресурса. Адресуйте Ваш текст разработчикам – программистам и дизайнерам. Опишите общий замысел, круг вопросов, которые лягут в основу разработки, способы оформления (создания образа).

Задание 3.

Напишите доклад-мистификацию для Первоапрельской шуточной квазинаучной конференции по интересующей Вас научной теме. Текст должен быть составлен таким образом, чтобы он был понятен и комичен для специалистов в Вашей области, но казался совершенно серьезным людям со стороны. Доклад должен иметь название и содержать в себе несколько аргументированных тезисов.
Экономика и бизнес
Задание 1.

Представьте, что Вам поручено создание концепции онлайн-курса на тему, связанную с экономикой. Напишите связный текст о будущем курсе, адресованный методистам, которым предстоит принять участие в его реализации. Предложите тему, идею ее раскрытия, опишите целевую аудиторию курса. Дайте рекомендательный список лекторов (реальных или вымышленных), которых можно было бы пригласить для участия в этом проекте. Завершите свой текст кратким описанием того, чему может научиться его прилежный слушатель.

Задание 2.

Выступите в роли номинатора Шнобелевской премии. Для этого необходимо выбрать исследование (реальное или вымышленное) или разработку и написать критическую статью, объясняющую его конкретные недостатки, обосновать свой выбор для номинации. Обратите внимание, что цель Шнобелевской премии – не только указать на странные исследования, но и повысить интерес к научным исследованиям. Даже якобы совершенно бесполезные, на первый взгляд, исследования заставляют задуматься о чем-то и посмотреть на привычные вещи с новой стороны.

Задание 3.

Представьте, что Вы – приглашенный редактор научно-просветительского журнала, адресованного широкому кругу читателей. Вам предстоит создать тематический номер, в котором сложные вопросы экономики и/или бизнеса объясняются доступно и интересно (например, см. ютуб-канал о финансовой грамотности «Фанимани»). Придумайте тему номера, напишите, как она может быть раскрыта в разных рубриках издания: интервью со специалистом, репортаж, советы родителям и др. Дайте техническое задание дизайнеру, фотографу.