Лучшие работы

Маслом бутер не испортишь или прорыв российских ученых

Уважаемые коллеги и люди, неравнодушные к научным открытиям! Сейчас, в сентябре 2022 года активно идет отбор номинантов на предстоящую Шнобелевскую премию. Для меня, Василия Васильевича Пупкина, честь быть участником этого события. На сегодняшний день я являюсь обладателем Нобелевской премии по медицине, автором многих научных статей по медицине и психологии, деканом психологической кафедры МГУ. В 2022 году я выступаю в роли номинатора на Шнобелевскую премию по дисциплине "Психология". Среди тысяч научных работ, оригинальных и интересных, я заметил одну с длинным и интригующим названием: "Связь роста числа суицидов с законом бутерброда, падающего маслом вниз". Сначала я отнесся к исследованию скептически, но его результаты могут привести к научному прорыву в ближайшем будущем. 

Авторство работы принадлежит команде российских ученых, во главе с М. А. Лабковским, известным в медиа среде психологом. Идею им подало уже существующее исследование, даже награжденное в 1996 году Шнобелевской премией. Самые верные читатели, наверняка, помнят Роберта Мэттьюза, физика, выведшего формулу, доказывающую, что бутерброд чаще падает маслом вниз. Но наука не стоит на месте, поэтому русские психологи пошли дальше. Они заметили, что процент людей, склонных к суициду выше среди любителей бутеров с маслом, чем среди остальных, не отличающихся специальными предпочтениями. Тогда было проведено исследование, в ходе которого команде Лабковского удалось вывести формулу зависимости суицида от бутербродов и дать людям ряд рекомендаций по сохранению своего психического здоровья. 

Для начала следует раскрыть суть работы. Командой психологов был проведен эксперимент, в котором приняло участие 10000 человек. Людей разделили на три равные контрольные группы: любители бутербродов с маслом, которые на время проведения эксперимента отказались от этой привычки(1), любители бутербродов с маслом, которые продолжили есть их в привычном количестве(2), люди без специальных предпочтений, которые начали чаще есть бутерброды с маслом(3). Эксперимент длился 3 недели с возможностью выйти из него, в случае, если участник начинал испытывать на себе некомфортное психологическое давление. Перед началом и в конце эксперимента участники проходили опрос, в котором были вопросы, характеризующие частоту падания их бутербродов маслом вниз (как часто ваши бутерброды падали?), психологическое состояние участников(видите ли вы ваше будущее светлым и желанным?) и связь между этими двумя показателями (вы чувствуете себя подавленным когда ваш бутерброд упал маслом вниз? хочется ли вам продолжать жизнь, когда вы вытерли масло с пола?). Также в конце эксперимента участникам было предложено прокомментировать свои чувства и выводы после пережитых 3 недель. Результаты эксперимента оказались шокирующими. Между числом упавших бутеров и ухудшением психологического состояния наблюдалась прямая связь. Таким образом у 37% участников из групп 2 и 3 наблюдалось ухудшение тяги к жизни. Участники из группы 1, наоборот, продемонстрировали рост желания жить и быть продуктивным и общий подъем жизненных сил. После анализа комментариев участников был сформулирован их общий отзыв: когда ваш бутерброд падает маслом вниз, вы остро ощущаете несправедливость жизни, рост в ней проблем и желание всё это прекратить любой ценой, а когда вы долго не едите бутерброды с маслом, подобных чувств возникает гораздо меньше.

Таким образом, психологи сформулировали вывод:

есть бутерброды с маслом следует как можно реже или обращаться с ними крайне аккуратно, во избежание их падения, так как это угрожает вашему психологическому здоровью и вызывает риск повышения склонности к суициду.

А на основе численных данных эксперимента была выведена формула, отражающая прямую зависимость ухудшения психологического состояния людей от вероятности падения бутерброда маслом вниз.  

Конечно, о преимуществах работы можно говорить долго, но как честный научный деятель, постараюсь разобрать ошибки, допущенные при проведении исследования. Во-первых, участниками эксперимента стали только жители стран СНГ, что могло повлиять на его результаты, так как не учтено влияние менталитета на склонность к суициду. Во-вторых, анализ данных не включал в себя анализ других факторов, склоняющих людей к суициду, помимо падающих бутербродов. В-третьих, полное доверие опросам - это не самый достоверный путь получения результатов для научного исследования. Кроме результатов опроса, ничто не подтверждает выводов, достигнутых учеными. В-четвертых, участие в подобном эксперименте могло навредить психологическому здоровью людей. Также не исследовано влияние бутербродов с маслом на здоровье людей в целом, так как неправильное питание может сказываться и на психологическом здоровье. Наконец, не было группы, демонстрирующей отсутствие эффекта плацебо у участников. 

Почему я номинирую именно эту работу? Потому что посредством анализа реакции современного общества на мелкую бытовую проблему(падающие бутерброды), мы приходим к выводам об общем состоянии современного человека. Сегодня люди живут в быстром темпе, большую часть времени их эмоции на пределе, а какая-то мелочь может вывести из себя и стать поводом для необдуманных действий. Это исследование становится предпосылкой для более глубокого изучения мышления и психологического состояния людей 21 века с целью оказания им необходимой помощи. Номинировав эту работу, мы привлекаем внимание к проблеме нестабильного психологического состояния современного общества. Привлекаем умы к поиску ее решения. Если люди станут счастливее, перестанут жить в вечной гонке за деньгами и технологиями, изменится и их реакция на падающие бутерброды. А что вы почувствуете, когда за завтраком ваш бутерброд упадёт на пол... 
маслом вниз?..

*Все использованные данные придуманы, кроме информации о Роберте Мэттьюзе.