текст марии русановой
Астрофизики из Большого адронного коллайдера и городской огород: увлекательная жизнь Иркутского государственного университета
Не только московские вузы богаты на всевозможные внеучебные мероприятия. Иркутский государственный университет регулярно организует самые разные активности в любое время года и в любой эпидемиологической обстановке: Школа кейсов (мероприятия в формате решения бизнес-кейсов), научные уикенды, летний международный университет и многое другое.

О том, почему вузу важны не только лекции и как незаметно привлечь в университет абитуриентов при помощи бабушек и дедушек, нам рассказал проректор ИГУ Константин Григоричев.
константин григоричев
— Чем похожи Всероссийский чемпионат сочинений и Иркутский государственный институт (ИГУ), так это наличием формата выездных школ: на третьем этапе «Своими словами» победители будут работать несколько дней вместе в кампусе НИУ ВШЭ. Как Вы думаете, чем полезны такие мероприятия?
—  Наш университет проводит множество выездных мероприятий, которые не первый год доказывают высокую эффективность. У них очень понятный механизм: ребята отрываются от повседневных забот и погружаются в мероприятие с головой. Наши проекты проходят в самых разных формах, и студенты работают в них не 4, 6 или 8 часов, а все дневное и даже ночное время! Выездные мероприятия — это именно интенсив, который позволяет сделать за несколько дней то, чего в привычных условиях добиваются гораздо дольше.

Так, у нас есть летние международные школы, в которых принимают участие студенты — в том числе из других стран. Мы проводим их на базах за пределами города.
Одна из таких школ — в поселке на берегу Байкала, до которого можно добраться только на катере. Это отрыв от реальности в прямом смысле слова!
Еще мы проводим так называемые хакатоны, только по множеству направлений. И здесь студенты замкнуты больше, чем на 12 часов в нашей новой и большой Научной библиотеке.
—  Какие командные проекты Вы считаете лучшими в ИГУ и почему?
—  Все проекты хороши. Специализация нашего вуза — фундаментальные науки, поэтому у нас много фундаментальных научных проектов. Мы включены в огромные научные коллаборации, в том числе в два проекта в области физики: строительство крупнейшей в мире гамма-обсерватории и нейтринного телескопа на Байкале. Нашим проектам сильно не хватало публичности, и теперь мы их выносим в медийную плоскость. Наша задача — сделать университет открытым, а данные — понятными.
Сейчас мы пытаемся создать крупное региональное и межрегиональное мероприятие — летний международный университет на Байкале, в который войдут все наши научные летние школы. Это детище всего университета, которое будет способствовать не только укрупнению формата летних школ, но и созданию интеграций внутри университета и формированию большой команды.
— Расскажите, пожалуйста, о научных уикендах. Как они проходят в Вашем университете?
—  Это проект, по сравнению с возрастом университета, молодой — ему 3 года. Мы создали его, чтобы университет перестал быть закрытым образованием и открылся горожанам. У нас появилась идея: позвать в весенний и осенний сезоны ведущих исследователей вуза, которые будут читать лекции о том, чем они занимаются. Мы создаем программу на полгода вперед, продвигаем проект, приглашаем всех желающих. Перед лекторами стоит задача: выступление должно быть понятно всем людям, начиная с 6 класса и заканчивая самым старшим возрастом. Поэтому к нам приходят и дети, и пенсионеры. В последние 2 сезона мы стали делать еще и прямую трансляцию в интернете, и публикуем ее в научно-популярном блоге университета.

Научные уикенды — это не просто лекции, но и возможность напрямую поговорить с лектором. Нам важно, чтобы университет увидел город, понял, чем горожане живут, что им интересно.
Можно долго говорить о том, как важно, чтобы университет и город слышали друг друга, но если коммуникации нет, то все протекает формально. Главное в организации таких мероприятий — налаживание коммуникаций.
— Чем притягивает летний институт студентов в каникулы?
—  Есть несколько влияющих факторов. Можно учиться и одновременно расширять связи, которые не могут возникнуть в привычной обстановке. Это и привлекает большинство.

Еще притягивает другой формат учебы, нестандартные лекции и семинары. И речь необязательно об игровой форме — интересен и просто прямой контакт с ведущими учеными. Например, у нас ежегодно проходит школа по астрофизике со специалистами, которые работают на Большом адронном коллайдере, в московских исследовательских центрах. Это возможность увидеть научную сферу изнутри, узнать, а как там на самом деле и что стоит за строчками из отчетов, научными публикациями.

И, конечно, привлекают одна или две недели на Байкале. Даже для наших студентов, которые могут добраться до Байкала сами! Для иностранных студентов это зачастую и вовсе главный фактор.
— Чем полезна Школа кейсов для студентов, которые, возможно, и не планируют заниматься бизнесом?
— Школа кейсов может быть полезна практически всем студентам: она помогает посмотреть на привычные проблемы по-новому. Я даже примерял на себя роль участника и понял: очень многие проблемы, сюжеты и вопросы, которые решает администратор или ученый, с точки зрения бизнес-процесса могут решаться по-разному. Участие в Школе кейсов — это возможность развить мышление, получить еще один ракурс, чтобы взглянуть на ситуацию.

Даже если человек и не собирается в бизнес, Школа кейсов позволит понять: вдруг он все-таки захочет заниматься предпринимательством? Есть масса других плюсов: возникают горизонтальные связи, развивается умение работать в команде. Студенты понимают, что за пределами факультета есть большой мир. Мы стараемся сделать так, чтобы в команде работали студенты из разных направлений — например, студент с факультета менеджмента в паре с биологом или химиком.

В Школе кейсов мы иногда предлагаем решать не только случайные и сторонние кейсы, но и такие, в которых заинтересован университет, чтобы получить перспективные варианты решений. Студент через решение этих кейсов влияет на развитие университета и чувствует включенность в жизнь своей альма матер, а университет получает хорошие идеи.

Например, у нас есть уникальный ботанический сад — точка притяжения для горожан — 28 гектаров, прекрасные картины природы в центре города. Но горожане, особенно пенсионеры, включены очень пассивно: они приводят внуков, наблюдают за природой.
У нас родилась идея: почему бы не пригласить тех людей старшего возраста, которые хотят прикоснуться к земле, но не имеют дачи из-за материального положения и высокого уровня ответственности? Мы предложили такой кейс, и родился проект, который будет скоро подаваться на получение гранта.
Это проект, который можно условно назвать «городской огород»: пенсионеры могут приходить и под руководством биологов и волонтеров выращивать растения, а еще слушать лекции и просвещаться. Студенты также обратили внимание, что бабушки не ходят сами по себе, а транслируют много информации на внуков — и таким образом профориентационно на них влияют. История с городским огородом скорее про социальное предпринимательство, но есть кейсы и про внешние партнерства.
— Возможен ли дистанционный формат проведения таких мероприятий, как Вам кажется?
—  В нынешних условиях нельзя сказать «нет». Дистанционный формат возможен, когда нет других альтернатив. Но я должен отметить, что происходит это от безысходности. Ничто не заменит живого общения. В публичных мероприятиях важно погружение в командную работу. Это хорошо выходит только в очном формате и на выезде. Думаю, что пока мы в этих тяжелых условиях, мы можем и должны уходить в онлайн. Безусловно, онлайн-формат может быть частью или подготовительным этапом, но заключительный этап не может быть исключительно дистанционным, так как резко падает и качество, и эффективность. Те связи, которые укрепляются в оффлайне, в дистанционном варианте становятся менее прочными, теряется атмосфера причастности.

Читайте также