Когда-то давно я занималась развитием речи маленьких детей и отметила следующий фактор: маленький ребёнок вдруг начинает разговаривать, если что-то произвело на него неизгладимое впечатление. Это заставляет его использовать до сих пор пассивную речь как активную (то есть обращённую к кому-то), потому что его переполняют чувства и ему необходимо с кем-то ими поделиться.
В этот момент ребёнок и произносит своё первое слово. Так рождается его речь: он понимает, что ему есть что сказать. Мне кажется, мы растём, становимся взрослыми, но в этом плане не меняемся: мы говорим, если нам есть что сказать, есть какой-то повод для говорения.
В программах русского языка есть слабое место: предметом речи чаще всего становится лингвистика или литература. Нам предлагают порассуждать о том, какое перед нами предложение (повествовательное, невосклицательное, простое, распространенное), но гораздо интереснее было бы поговорить о том, что волнует ребенка, что сейчас происходит вокруг. Чем ситуативнее, чем ближе к жизни будет история, и тем больше слов найдёт даже самый неэмоциональный и «непишущий» ребенок.
С другой стороны, показать, как составлять свой текст, можно только через обращение к чужим работам. Нужно смотреть на очень разные тексты, на разные способы использования речи, смотреть, как разные люди говорят своими словами, чтобы понять, какие варианты возможны. Чем разнообразнее эти варианты будут, тем лучше. Исследовать возможности современного русского языка на шедеврах изящной словесности 19 века не получается.
А если взять текст по биологии и посмотреть, какие у него особенности, из каких синтаксических конструкций он состоит, картина использования речи будет только расширяться. Причем это не мои фантазии: я рассказываю об удачных опытах коллег.
Кстати, одной школой образование не ограничивается. Школьная программа — это примерно 30% от того, чему может научиться ребенок. Есть разные курсы, включая курсы по creative writing для самых разных учеников. Можно быть членом разговорного клуба, заниматься в театральной студии — вот там, несмотря на то, что педагог не ставит перед собой такую задачу, ребенку удаётся освоить самые разные формы высказывания. На это также работают фандомы, фанатских клубы, социальные сети, просмотр ютуберов — это мои личные наблюдения за детьми. Подвешенный язык, как правило, у тех, кто не замыкается на школе и не ждёт, пока его всему научат".