Текст Екатерины Асоновой
подготовила Арина ПЕТРОВА
Встать на ноги в мире,
состоящем из текстов
Если вы хоть раз спрашивали себя, зачем всех школьников заставляют писать сочинения, спешим вас обрадовать: руководитель магистратуры «Проектирование и сопровождение программ в сфере чтения детей и молодежи» Екатерина Асонова знает ответ на этот вопрос!
Екатерина Асонова

«Школьные программы русского языка лишь декларативно посвящены развитию речи, но по факту — учителю удаётся посвятить этому не очень большое количество часов. Далеко не каждый урок посвящён тому, чтобы ребёнок учится овладевать устной и письменной речью для выражения своих мыслей, а в этом, на мой взгляд, и должна заключаться цель предмета. Почему?

  • во-первых, именно речевая работа учит людей мыслить и выражать свои идеи устно или письменно;

  • во-вторых, когда мы рассказываем о чём-то своими словами, мы обрабатываем информацию и «присваиваем» её, запоминаем — это отличный способ познать что-то новое;

  • в-третьих, создавая свои и разбирая чужие письменные и устные высказывания, мы можем понять, что есть много точек зрения на одно и то же явление, больше узнать друг друга, «услышать» насколько все мы разные — а это уже акт формирования личности, самопознание и коммуникация, необходимая учащимся;

  • в-четвёртых, именно в продуктивной речевой деятельности (в придумывании предложений, небольших текстов, в сочинении развернутых высказываний) оттачиваются умения писать грамотно.
В экзаменационной традиции для решения всех этих задач закрепился жанр сочинение-эссе. Эссе — форма очень ёмкая, она позволяет проверить и знание предмета, и умение рассуждать в рамках изученного материала. Эссе или сочинения присутствуют в заданиях ЕГЭ по русскому языку, литературе, обществознанию, истории, английскому. Интересно, что требования к тому, как должно быть написано эссе или сочинение, во всех предметах разные. Плохо это или хорошо, сказать трудно: разнообразие требований как будто бы должно тренировать некоторую мобильность и умение формулировать свои мысли по-разному.
Шаблонность и формальность проверки, увы, приводит к необходимости просто заучивать необходимое для каждого предмета. Иными словами, творчества и способов самовыражения минимум, максимум воспроизведения готовых формул. Итоговое сочинение тоже гораздо проще написать, запомнив, как и что правильно написать, а не формулируя своими словами, приводя свои примеры.
Так и получается, что в школьной практике упускается возможность использовать самые интересные и полезные свойства сочинения как вида учебной работы. Изложение своих мыслей в письменной форме помогает школьникам научиться не просто обрабатывать информацию, но и тренирует умение переходить на иной уровень обобщения: пробовать и изобретать новые речемыслительные формы, выявлять закономерности и причинно-следственные связи.

Кроме того, написание текста о самых разных впечатлениях, событиях, суждениях — отличный способ развеять собственные заблуждения, отойти от излишней эмоциональности и понять, что человек действительно чувствует. Когда мы пишем, все наши впечатления, как и мысли, подвергаются обработке, корректируются, уточняются.

Что же можно писать в школе? Репертуар жанров сочинений не очень велик: сочинение по картине, описание действий или интерьера, всеми «любимое» сочинение о лете, ещё более «привлекательное» — о книге…

На самом деле много различных видов работы мы можем отнести к «сочинениям»: это не только обычный «линейный» текст, но и таблица, рецепт, инструкция, рекламная листовка — всё это своего рода сочинения — создание текста, у которого есть адресат, задача. Каждая из этих форм изложения помогает нам понять, как работает речь и как с ней работают другие люди.
Чем ближе форма сочинения к практике и к тому, с чем человек встречается в реальной жизни, тем проще нам встать на ноги в мире, состоящем из текстов.
Поэтому обычное школьное сочинение можно и нужно развивать, оно обладает наибольшим потенциалом среди всех форм речевой работы. Такому же пересмотру может быть подвергнуто и изложение: задание по передаче чужого текста могут содержать элементы присвоения и переработки: трансформируй сложный текст для широкой аудитории, перескажи от лица другого повествователя, создай на основе текста таблицу или наоборот.

Шлифовать речевые навыки, пытаясь пересказать глубокие мысли, созданные великими мастерами слова, довольно странно. Писателем всё-таки рождаются, а не научаются этому в школе. А научиться писать практические, эмоциональные, аналитические и деловые тексты, которые помогут выразить свою идею или мнение, —интереснее, это мотивирует на работу.
Чемпионат сочинений — это наша попытка внести свой вклад в развитие жанра сочинений. С одной стороны, мы внимательно изучаем, где и какие «сочинения» пишут взрослые люди. С другой стороны, стараемся сформулировать умения, которые нужны для их написания. Есть и третий аспект исследования — какие темы и ситуативные жанры оказываются наиболее продуктивными, мотивирующими для высказывания.
Когда-то давно я занималась развитием речи маленьких детей и отметила следующий фактор: маленький ребёнок вдруг начинает разговаривать, если что-то произвело на него неизгладимое впечатление. Это заставляет его использовать до сих пор пассивную речь как активную (то есть обращённую к кому-то), потому что его переполняют чувства и ему необходимо с кем-то ими поделиться.

В этот момент ребёнок и произносит своё первое слово. Так рождается его речь: он понимает, что ему есть что сказать. Мне кажется, мы растём, становимся взрослыми, но в этом плане не меняемся: мы говорим, если нам есть что сказать, есть какой-то повод для говорения.

В программах русского языка есть слабое место: предметом речи чаще всего становится лингвистика или литература. Нам предлагают порассуждать о том, какое перед нами предложение (повествовательное, невосклицательное, простое, распространенное), но гораздо интереснее было бы поговорить о том, что волнует ребенка, что сейчас происходит вокруг. Чем ситуативнее, чем ближе к жизни будет история, и тем больше слов найдёт даже самый неэмоциональный и «непишущий» ребенок.

С другой стороны, показать, как составлять свой текст, можно только через обращение к чужим работам. Нужно смотреть на очень разные тексты, на разные способы использования речи, смотреть, как разные люди говорят своими словами, чтобы понять, какие варианты возможны. Чем разнообразнее эти варианты будут, тем лучше. Исследовать возможности современного русского языка на шедеврах изящной словесности 19 века не получается.

А если взять текст по биологии и посмотреть, какие у него особенности, из каких синтаксических конструкций он состоит, картина использования речи будет только расширяться. Причем это не мои фантазии: я рассказываю об удачных опытах коллег.

Кстати, одной школой образование не ограничивается. Школьная программа — это примерно 30% от того, чему может научиться ребенок. Есть разные курсы, включая курсы по creative writing для самых разных учеников. Можно быть членом разговорного клуба, заниматься в театральной студии — вот там, несмотря на то, что педагог не ставит перед собой такую задачу, ребенку удаётся освоить самые разные формы высказывания. На это также работают фандомы, фанатских клубы, социальные сети, просмотр ютуберов — это мои личные наблюдения за детьми. Подвешенный язык, как правило, у тех, кто не замыкается на школе и не ждёт, пока его всему научат".

Читайте также