текст анны опыхтиной
«Встать в красный круг»: Игорь Реморенко о том, почему важно мыслить вне шаблонов
Когда ЕГЭ и декабрьское сочинение перенасыщены шаблонами и клише, важно, чтобы у школьников оставалась возможность раскрыть себя и свою многогранную личность. Именно для этого и был создан Всероссийский чемпионат сочинений «Своими словами» — альтернатива традиционным олимпиадам и сочинениям по литературе. Как появилась идея Чемпионата? Почему междисциплинарность и умение ясно излагать свои мысли важны сегодня, когда роботы выполняют все больше операций? Чтобы узнать ответы на эти вопросы, мы поговорили с Игорем Реморенко, ректором МГПУ и одним из вдохновителей Чемпионата сочинений «Своими словами».
игорь реморенко
— Как возникла идея Чемпионата сочинений?
— Впервые она появилась, когда мы обсуждали темы итогового «декабрьского» сочинения на соответствующей комиссии в Министерстве просвещения. Какие-либо международные конкурсы за образец мы не брали.
Эксперты-литераторы, ректоры вузов, разработчики заданий говорили, что было бы хорошо проверять не столько знания конкретных произведений, сколько способность создавать ясные тексты и отражать жизненную проблематику, которая окружает молодых людей.
Так и возникла идея этого Чемпионата. Тем более, сейчас вузы активно поддерживают подобный формат, начисляют абитуриентам дополнительные баллы за победы в олимпиадах.
— Можно ли сказать, что «декабрьское» сочинение изживает себя?
— Вряд ли Министерство в ближайшее время пересмотрит формат итогового сочинения. Учителя считают, что его стоит сохранить в том виде, в котором оно существует сейчас. При этом многие эксперты отмечают: все больше школьников пишут по шаблону, так как темы публикуют заранее. Готовясь к сочинению, старшеклассники учат шаблонные характеристики литературных произведений: где нужно привести цитаты и каким образом имитировать аналитический разбор. Это, конечно, не устраивает комиссию, ведь изначальная цель сочинения — стимулировать школьников выражать собственные мысли.
— Чемпионат сочинений называется «Своими словами». Какой смысл Вы вкладываете в это название?
— Оно максимально подчеркивает уход от шаблонности. Например, часто говорят про шаблоны ЕГЭ. Он давно делается на устаревших стандартах 2004, а порой и 1998 гг. Например, требует воспроизвести знания о сюжетах разных литературных произведений.
Сейчас становится все больше заданий, где нужно подумать, а не вспомнить. Формат Чемпионата сочинений эту идею продвигает.
Когда мы говорим «расскажи своими словами», мы не требуем воспроизвести по памяти какой-то слоган или догму. Мы просим: «Попробуй найти те смыслы, которые тебе кажутся наиболее адекватными для описания действительности». Это главное преимущество «Своими словами» над «декабрьским» сочинением — уход от клише и шаблонов.
— Почему, как Вам кажется, школьникам стоит поучаствовать в Чемпионате?
— Если не говорить о различных льготах, которые даст победа в конкурсе при поступлении в университет, то это шанс познакомиться с интересными ребятами, приобрести новых друзей. Когда я был школьником и участвовал в подобных состязаниях, мне было важно найти тех, с кем есть общие интересы.
— Существует мнение, что многие профессии, где человек традиционно работает с текстом, в скором времени «вымрут». За людей все будут делать роботы. Так ли важно теперь уметь излагать свои мысли ясно?
— Я не думаю, что описанное время близко. Несколько месяцев дистанционного обучения показали, что электронная среда не заменяет учителя. Любую информацию можно найти в Интернете, но чтобы ее понять, нужна дискуссия.

Например, мы со школы знаем, что ген устроен в виде спирали. А почему так? Эту информацию мы воспринимаем как догму. А ведь чтобы прийти к этому выводу, ученые Кембриджского университета долго сравнивали и обсуждали разные модели. Только после таких дискуссий на пересечении физики, стереометрии и биологии они предложили модель, что ген имеет форму спирали. Еще один пример: является ли ноль натуральным числом? Казалось бы, математика — очень точная наука, но этот вопрос поставили на голосование в начале прошлого века. 60% проголосовало «против», 40% - «за», поэтому ноль не считают натуральным числом.
Большинство знаний, которые нам преподносят в школе, сухие и бездоказательные. Мы почему-то должны просто поверить этим фактам. Чтобы их сделать живыми, нужно обсуждать, спорить, понять, как ученые пришли к той или иной мысли.
Поэтому человек все равно останется. Да и само понятие «искусственного» интеллекта «затаскали». «Естественного» интеллекта не существует, ведь наш был создан во время взросления, это результат влияния других людей. Без общения с родителями и сверстниками мы бы не имели интеллекта. Любой интеллект — результат чьего-либо искусственного влияния.
— Почему междисциплинарность как ценность появилась именно сейчас и как это связано с развитием искусственного интеллекта?
— Впервые междисциплинарные образовательные программы, если говорить о классно-урочной системе, стали широко использоваться в школах в 20-х годах прошло столетия. В течение этих ста лет ими увлекались то в большей, то в меньшей степени: иногда школа старается составить программу из предметов, а иногда от них отказывается. Например, в Индии сейчас объединили химию, физику и биологию в естествознание. В Китае пытались сделать единый государственный экзамен по всем предметам сразу. Международные тесты PISA проверяют применяемость знаний в различных ситуациях и при переносе в иные предметные области. Допустим, нужно сформулировать собственное мнение, проанализировав данные гистограмм (математика) и мнения экспертов (обществознание).

Программному обеспечению хорошо дается рутинная работа: сравнение баз данных и поиск корреляций. Машина быстрее и точнее живого аналитика решает, давать или не давать кредит клиенту банка, или прогнозирует, сколько студентов отчислится в том или ином семестре.

Изобретение и открытие нового, моделирование – это сферы, где продуктивен и успешен человек. У нас есть воля, чтобы повлиять на статистические данные. Именно поэтому важна междисциплинарность: знания должны быть не схоластическими, а применимыми в жизни. Множество изобретений рождается именно на стыке наук.
— Считается, что умение писать сочинения важно лишь для тех, кто планирует связать свою жизнь с гуманитарными науками. Пригодится ли навык выражать свои мысли на письме просто и понятно профессионалам из других областей?
— Наша деятельность устроена коллективно-распределённо. В любой сфере нужно общаться с другими людьми, доносить до них какие-то идеи. Поэтому и важно научиться излагать свои мысли. Есть такое выражение: «встать в красный круг». Это значит, что ты с определенного места произносишь спич, как это делали греки на ареопаге. Этот принцип заложен в основу и формата Ted Talks, и Чемпионата сочинений: тебя что-то зацепило, ты рассказываешь об этом и, высказываясь, начинаешь по-другому к этому относиться. Так что Чемпионат, конечно же, будет полезен и интересен не только филологически одаренным ребятам.

Читайте также