Текст подготовила Дарья гулина
«В этом году снова напишу отборочный этап Чемпионата, но уже по другому направлению»: интервью с победителем первого сезона «Своими словами»
На старте второго сезона Чемпионата мы поговорили с победителями прошлого года, которые вошли в первую десятку и поступили в Высшую школу экономики. Серию интервью с первыми в истории победителями «Своими словами» продолжает Алиса Лезина, первокурсница Факультета гуманитарных наук Вышки.
Алиса, как тебе Вышка? Соответствуют ли твои первые впечатления ожиданиям?
Моя программа (прим. Фундаментальная и компьютерная лингвистика) — это одно из лучших направлений на стыке гуманитарной и технической сфер, потому что скомбинированы программирование и языки. Это очень интересно, и это именно то, чего я хотела.
А как к тебе пришла мысль поучаствовать в Чемпионате?
О Чемпионате мне рассказал мой преподаватель по русскому языку. До этого я никогда не смотрела на олимпиады Вышки или на ВШЭ в качестве вуза для поступления. Если честно, я не собиралась даже напрягаться на Чемпионате, а решила просто выполнить просьбу учителя и написать тест. Поэтому я совершенно не нервничала.

Уже в процессе, когда погрузилась в Чемпионат, меня немного напугал командный этап на финале, а все остальное было очень приятным. Во всех заданиях мне понравилось то, что они были ориентированы на использование навыков критического мышления.
Как прошел у тебя отборочный этап? Было сложно?
Отборочный этап был достаточно забавным. Мне очень понравился нестандартный подход к заданиям и их выполнению.
Причем настолько, что в этом году я снова буду писать отборочный, раз он доступен всем желающим. Только в этот раз я уже выберу другое направление — программирование.
Когда поняла, что прошла на региональный этап, уровень ответственности вырос?
Я, если честно, не собиралась участвовать в региональном этапе, думала уехать куда-то на каникулы. Но потом мама убедила меня написать, раз я прошла.

В итоге я написала речь чиновникам о необходимости финансирования роботехники. Мне очень понравилась эта тема. Но мне редко нравятся тексты, которые я пишу, поэтому я решила, что я один раз прочитаю итог и, чтобы не усложнять и не мудрить, отправлю. Получилось хорошо, как мы видим.
Как тебе фишка, что можно было пользоваться интернетом?
Я ей не воспользовалась, мне просто нечего было гуглить. Я не знала, что я могла бы использовать из дополнительных материалов. Если честно, я была удивлена, что большинство участников что-то судорожно гуглили и искали.
Как тебе удалось выбрать тему так, чтобы знать все и без интернета?
Я в целом люблю рассказывать лекции. О двух других форматах я подумала, что могу слишком глубоко погрузиться в рассуждения и не получить качественный итог, поэтому решила, что буду представлять себя выступающей перед депутатами.
Была ли рада, когда прошла в финал?
Я думала отказываться от участия. Меня очень пугал командный этап. Не помню, что меня в итоге сподвигло согласиться, но я ни разу не пожалела. На командном этапе мы делали проект, объединяющий все темы наших сочинений на региональном этапе. В итоге мы придумали проект интерактивного сайта про цифровую грамотность. Мы с несколькими членами команды почти не спали, ведь было всего 24 часа разработки проекта. Мы были из разных городов, созванивались в зуме, переписывались в Telegram, пытались уговорить друг друга поспать.
Хотя атмосфера работы с жестким дедлайном была немного напряженная, мне понравилось. Все люди, с которыми я работала, были мотивированные. Для меня это был очень необычный опыт и повод для развития soft-skills.
А что было в индивидуальном туре?
Там нужно было сделать TED Talk про участие в Чемпионате. По традиции я написала свой текст и отправила его не перечитав. Писала я о том, насколько мне помог командный этап. До этого я характеризовала себя немного социофобом, а здесь у меня был не только полезный, но и приятный опыт работы в команде.
Как ты узнала, что победила?
На самом деле, я начала догадываться заранее. Нас собирали в Зуме и сказали указать город в имени, потому что была у меня тезка, и я поняла, что-либо она, либо я стали призерами. Но, несмотря на это, объявление победителей было неожиданным и эмоциональным.

А самое интересное, что даже после победы на Чемпионате я не рассматривала Вышку для поступления. Изначально я собиралась конструировать ракетные двигатели, на церемонии закрытия я сказала, что собираюсь на прикладную информатику в экономике, и вот я на ФИКЛ.
Почему так кардинально сменила вектор?
Я поняла, что все мои мечты, которые я так долго лелеяла, они были не моими. Что это была романтизация авиационной сферы. И я решила, что, возможно, я не хочу в данной сфере работать. И, теоретически, из того поля работы довольно сложно перейти во что-то еще. Что меня подкупило в моей образовательной программе — это то, что ты можешь пойти и в программирование, и в лингвистику, и в Data Science, и куда угодно, если тебе что-то вдруг не зайдет. А я люблю и языки, и прогу.
То есть ты поняла, что теперь можешь поступить в Вышку и села думать, куда же пойти?
Нет. Я долго отрицала возможность поступления в Вышку. Опять же, когда заявлялось о темах сочинений, была фраза, что нужно будет писать о своих интересах. Я с трудом смогла выбрать себе направление, но все же решила, что это будет лингвистика. В итоге о лингвистике я не сказала ни слова, и месяц я думала, куда же мне поступать теперь с дипломом гуманитарного направления, если я хочу строить авиационные и ракетные двигатели.

Окончательно я определилась только перед сдачей ЕГЭ. Этот удивительный выбор случился буквально за день до ЕГЭ по физике, на который я в итоге не пошла. Зато теперь я знаю, что мой выбор был верным.
Чемпионат стал для меня решающим фактором в выборе будущей программы. И еще очень важным стало то, что я увидела подход в Вышке к заданиям олимпиады, и в принципе узнала Вышку как практико-ориентированный и инновационный вуз. Так что олимпиада смогла мне помочь понять, что Вышка близка мне по духу.
Что ты хочешь пожелать ребятам, которые сейчас будут начинать свой путь на Чемпионате?
Мне олимпиада показала, что важно не столько академическое образование, наличие знаний в рамках школьной программы, сколько отношение к собственным интересам и критическое мышление. Это помогает и в «Своими Словами», и в дальнейшей жизни.

А еще важно помнить, что не нужно перенапрягаться. Первый звоночек, что нужно остановиться — понимание, что тебе важен не процесс, не твой текст или проект, а только победа. Если тебе нужны только дополнительные баллы или поступление, ничего хорошего не получится, важно работать на энтузиазме и искренне делать свое дело. Тогда и результат будет успешный!