ТЕКСТ АННЫ ОПЫХТИНОЙ
Японская культура труда: почему она уникальна и чем это объясняется?
Источник фото: news.myseldon.com
Япония — страна, небольшая по площади. На территории США могли бы уместиться 26 таких государств, а на территории России — 45. Природа не наделила Японию богатыми запасами полезных ископаемых, минералов и драгоценных камней, а те, которые удается добывать, невысокого качества. Только 11,5% земель в стране пригодны для сельского хозяйства, и их площадь постепенно сокращается. Несмотря на неблагоприятные природные условия, японская экономика является одной из самых крупных в мире: по объему номинального ВВП в 2020 году она заняла третье место после таких гигантов, как США и Китай.

Как же так получилось?

Одной причиной здесь не обойтись. Можно исследовать эту тему с точки зрения геополитики, экономики, социологии, психологии и даже религии. Но мы попробуем выяснить, в какой мере на успешность страны повлияло отношение японцев к труду.
Многие современные японские компании были и остаются семейными предприятиями.
Например, компаниями Toyota и Suzuki, как и век назад, управляют выходцы из семей-первооснователей, поэтому в философии этих автопроизводителей по-прежнему важна преемственность, семейственность, верность традициям.

Подобные принципы пронизывают всю бизнес-культуру Японии, даже если сама компания и не принадлежит одному клану — просто так сложилось в обществе. Межличностные связи строятся по модели родственных, как отношения родителя и ребенка: старшие заботятся о молодых, молодые уважают старших.

Японцы следуют этой норме и в работе: если уж трудиться, то трудиться долго.
Так, сотрудники японских компаний часто работают по 14 часов в день, а один японец даже признался The Guardian, что дополнительно работал по 100 часов в месяц.
В Японии считается невежливым заканчивать рабочий день, если твой босс все ещё находится в офисе, поэтому многие остаются на месте до девяти, а то и одиннадцати часов вечера. Если уйти всё-таки нужно раньше (например, как только пробило шесть часов), нужно извиниться перед коллегами за ранний уход.
Не любят японцы и проводить время в отпуске.
Исследование Expedia показало, что сотрудники в стране восходящего солнца используют только половину оплачиваемого отпуска, так как чувствуют себя виноватыми, если не работают. Недлинные каникулы закреплены законодательно: если в России сотрудник имеет право на 28-дневный оплачиваемый отпуск при 5-часовой рабочей недели, то в Японии каникулы сведены к 10-20 дням и зависят от опыта.
Источник фото: yenisafak.com
Блогер Мэри Галлоран проработала в Японии 6 лет, и по её словам, сотрудники не хотят не только отдыхать, но и брать больничный. На своем личном сайте она поделилась историей, как её коллега пришел на работу с высокой температурой и сильным кашлем. Молодой человек оставался в офисе до одиннадцати часов вечера, отлучившись лишь в обед: во время перерыва он сходил в больницу, где ему поставили на капельницу.
При этом переработки в японских компаниях не оплачиваются: если вы остались в офисе после окончания рабочего дня, это не значит, что вам в конце месяца придет двойная зарплата.
Подобная практика существовала в 1970-1980-х годах, но от неё отказались после кризиса середины 1990-х. Оказалось, что сотрудники оставались в офисе для вида, а не работали на благо компании, да и лишних денег у компаний после кризисных лет не было.

Такие переработки, правда, не означают, что японцы очень продуктивны и трудолюбивы. Мэри Галлоран писала, что сотрудник может «потратить пару часов на отправку одного электронного письма или неделю на создание простейшей презентации в PowerPoint». Японцы хотят всё держать под контролем, поэтому миллион раз вычитывают написанное, перепроверяют найденную информацию. Это подтверждает и статистика: по данным Japan Center for Economic Research, рабочая продуктивность японца составляет только 61% эффективности американского сотрудника.

Тем не менее, японские работодатели не спешат увольнять непродуктивных подчиненных. Руководитель оценивает не результативность, а время, которое сотрудник провёл на работе или прослужил компании — как и в патриархальной семье, уважение оказывается тому, кто «старше». Зачем сотруднику выкладываться на все сто и трудиться на пределе продуктивности, если прибавка к зарплате или повышение всё равно зависят от стажа в этой компании, верности ей и старшинства?

Тех, кто стоит выше в корпоративной иерархии, не просто уважают. Именно от их мнения будет зависеть, какое решение примет компания и что будет делать подчинённый. В Японии даже существует своеобразная мантра ho-ren-so, которая соединяет первые согласные трёх глаголов — houkoku (доложить), renraku (связаться) и soudan (проконсультироваться). Она означает, что подчинённый должен предупредить начальство обо всех действиях, которые он планирует предпринять, например, реализуя проект. Какой бы маленькой ни была проблема или задержка, боссу нужно знать о ней.

Кстати, начальству может потребоваться долгое время, чтобы дать поручение. Согласно типологии культурных измерений Герта Хофстеде, Япония — страна, где привыкли избегать любой неопределенности. Если уж нельзя предсказать цунами и землетрясения, то социальные и экономические решения нужно взять в свои руки. Помимо церемониальности и прочих устоявшихся правил поведения, строгость в соблюдении норм видна и в корпоративной среде: японцы должны владеть всей возможной информацией, прежде чем сделают выбор. Нужно проанализировать все сценарии и получить стопроцентное одобрение начальства, чтобы разработать верную стратегию.

По словам Рошель Копп, медленное принятие решений (decision-making) сформировалось ещё в феодальной Японии, когда значительная часть населения жила в деревне и выращивала рис. Этим сложно было заниматься в одиночку: проще объединиться и выходить на поле всей общиной. Коллективный труд требовал и совместных решений, на которые в большей степени влияли старейшины.

До сих пор японцы не любят брать на себя ответственность за рискованные идеи и радикальные изменения, даже если поддерживают развитие компании в целом. Ещё в школе их учат сначала выполнять простые задачи, и только потом приступать к сложным. Впоследствии этот навык взрослые применяют на работе: в первую очередь нужно сделать то, что не потребует семи кругов согласования у начальства и имеет минимальные риски.
Родственные патриархальные отношения проявляются не только в уважении к мнению старшего по должности, но и в повседневном отношении к работникам, особенно это заметно в период кризиса.
По словам Наохико Бабы, ведущего японского экономиста в инвестиционном банке Goldman Sachs, компании ориентируются не на стимулирование бешеного роста и интересы акционеров, а на жизнеспособность предприятия в долгосрочной перспективе и удовлетворение нужд рядовых сотрудников. Большее значение имеет не квартальная прибыль, а постепенный рост, поэтому пока экономическая ситуация стабильна, руководство не спешит увеличивать зарплаты. Зато к кризисному времени у организации накапливаются финансовые ресурсы, чтобы не увольнять сотрудников.

В эпоху пандемии коронавируса такая политика оказалась особенно благоприятна для работников сферы услуг. На третичный сектор в японской экономике приходится около 70% объема ВВП. Это значит, что от ресторанов, парикмахерских и гостиниц страна зависит в большей степени, чем от производства автомобилей или выращивания риса. Если они закроются или их сотрудники останутся без работы, экономическая ситуация может стать напряженной. Японским кофейням и клубам удалось выжить и не увольнять сотрудников ещё и благодаря беспроцентным кредитам и правительственным субсидиям.

Получается, что работодатель и подчинённые по-родственному оказывают друг другу услуги. Первый не оставляет сотрудников во время кризиса, выплачивая им ту же зарплату и не увольняя после пенсии, а вторые работают больше, чем должны по трудовому договору, без больничных и отпусков. Чем больше подчиненные прослужат «семье», тем длиннее у них каникулы, тем больше шансов получить повышение.
Вероятно, именно такая обоюдная корпоративная верность позволяет уровню японской безработицы быть одним из самых низких в мире. Несмотря на пандемию, массовых увольнений не последовало: за период с февраля по июнь уровень безработицы повысился лишь на две десятых процента, с 2,4% до 2,6%.
При условии, что нормальным, естественным уровнем безработицы считается 5-6%, японские цифры «здоровы» даже в кризис. Для сравнения в США только за два с половиной месяца, с февраля по апрель, уровень безработицы повысился в 4 раза, с 3,5% до 15% — это самый высокий показатель в стране со времён Великой депрессии.

Чтобы уволить сотрудника, «выгнать из семьи», компания должна доказать, что это необходимая мера и по-другому не получится. Иначе пошатнётся репутация организации, ведь она не выполнила своих социальных обязательств.
Семейственность проявляется и в другом: японцы стремятся не только работать в одном месте всю жизнь, но и проводить с коллегами свободное время.
Пойти после рабочего дня в бар или караоке считается правильным социальным занятием, которое и отношения в коллективе укрепит, и поможет в будущем продвинуться по карьерной лестнице.

Японцы стараются не откалываться от «своих» и достигать каких-либо результатов прежде всего для группы, для коллектива, а только потом для себя. Используя типологию культурных измерений Герта Хофстеде, можно сказать, что в японской культуре соединяется высокая маскулинность (означающая стремление к конкуренции и достижениям) со средним коллективизмом, поэтому конкуренция между компаниями всегда рассматривается как борьба двух коллективов, а не двух генеральных директоров.

Во многих компаниях с трудом принимают иностранцев: их воспринимают как туристов и чужаков. По словам Мэри Галлоран, стать своим в японской организации невозможно: иностранных сотрудников считают временными работниками и редко дают им возможность повышения.

Если вы мечтаете жить и работать в Японии — не отчаивайтесь! Глобализация идёт своим чередом, японцы учатся принимать иностранцев в свой круг и примеры успешно ассимилировавшихся есть. Самое главное — помнить, что бизнес-сфера в стране восходящего солнца устроена иначе. Если вы хотите, чтобы вас приняли, вы сами должны принять другие стандарты и нормы. И научиться, в первую очередь, со спокойствием относиться к тому, что будете оставаться в офисе после 18:00. :)