Подобная практика
существовала в 1970-1980-х годах, но от неё отказались после кризиса середины 1990-х. Оказалось, что сотрудники оставались в офисе для вида, а не работали на благо компании, да и лишних денег у компаний после кризисных лет не было.
Такие переработки, правда, не означают, что японцы очень продуктивны и трудолюбивы. Мэри Галлоран писала, что сотрудник может «потратить пару часов на отправку одного электронного письма или неделю на создание простейшей презентации в PowerPoint». Японцы хотят всё держать под контролем, поэтому миллион раз вычитывают написанное, перепроверяют найденную информацию. Это подтверждает и статистика: по
данным Japan Center for Economic Research, рабочая продуктивность японца составляет только 61% эффективности американского сотрудника.
Тем не менее, японские работодатели не спешат увольнять непродуктивных подчиненных. Руководитель оценивает не результативность, а время, которое сотрудник провёл на работе или прослужил компании — как и в патриархальной семье, уважение оказывается тому, кто «старше». Зачем сотруднику выкладываться на все сто и трудиться на пределе продуктивности, если прибавка к зарплате или повышение всё равно зависят от стажа в этой компании, верности ей и старшинства?
Тех, кто стоит выше в корпоративной иерархии, не просто уважают. Именно от их мнения будет зависеть, какое решение примет компания и что будет делать подчинённый. В Японии даже
существует своеобразная мантра ho-ren-so, которая соединяет первые согласные трёх глаголов — houkoku (доложить), renraku (связаться) и soudan (проконсультироваться). Она означает, что подчинённый должен предупредить начальство обо всех действиях, которые он планирует предпринять, например, реализуя проект. Какой бы маленькой ни была проблема или задержка, боссу нужно знать о ней.
Кстати, начальству может потребоваться долгое время, чтобы дать поручение. Согласно
типологии культурных измерений Герта Хофстеде, Япония — страна, где привыкли избегать любой неопределенности. Если уж нельзя предсказать цунами и землетрясения, то социальные и экономические решения нужно взять в свои руки. Помимо церемониальности и прочих устоявшихся правил поведения, строгость в соблюдении норм видна и в корпоративной среде: японцы должны владеть всей возможной информацией, прежде чем сделают выбор. Нужно проанализировать все сценарии и получить стопроцентное одобрение начальства, чтобы разработать верную стратегию.
По
словам Рошель Копп, медленное принятие решений (decision-making) сформировалось ещё в феодальной Японии, когда значительная часть населения жила в деревне и выращивала рис. Этим сложно было заниматься в одиночку: проще объединиться и выходить на поле всей общиной. Коллективный труд требовал и совместных решений, на которые в большей степени влияли старейшины.
До сих пор японцы
не любят брать на себя ответственность за рискованные идеи и радикальные изменения, даже если поддерживают развитие компании в целом. Ещё в школе их учат сначала выполнять простые задачи, и только потом приступать к сложным. Впоследствии этот навык взрослые применяют на работе: в первую очередь нужно сделать то, что не потребует семи кругов согласования у начальства и имеет минимальные риски.