ИНТЕРВЬЮ ПОДГОТОВИЛ ДЕНИС СМЕТАНИН
«Юмор — это возможность подвергнуть окружающий мир проверке»:
интервью с Татьяной Лазаревой
В подготовке и продвижении Всероссийского чемпионата сочинений «Своими словами» принимали участие не только организаторы, студенты и медиа-команда, но и отдельные звёздыамбассадоры. Одним из амбассадоров выступила Татьяна Лазарева — телеведущая, актриса, активный общественный деятель и член попечительского совета благотворительного фонда «Созидание». Благодаря деятельности этого фонда многие школьники из малообеспеченных семей получили возможность продолжить обучение в школах и получить общее образование.

Мы поговорили с Татьяной и попытались узнать, на каком языке лучше говорить с детьми в процессе обучения, какую роль играет дополнительное образование в жизни ребёнка и что за тренды окружают чемпионат сочинений «Своими словами».
Источник фото:
kino-teatr.ru

— Воспитание детей — это профессия, призвание или род деятельности?

— Мы сталкиваемся с детьми в 3 ипостасях. Во-первых, каждый из нас был ребёнком, и мы почему-то упускаем это из виду. Это крайне важный опыт, про который мы забываем, когда вырастаем и становимся похожими на серьёзного дядечку из «Маленького принца». Мы взрослеем и начинаем вдруг воспитывать. Первая вещь, про которую важно помнить — воспитание (слово, которое я не очень люблю). Второй важный аспект отношения к детям — быть рядом и любить, и это главная задача родителя. У тебя, как мамы или папы, нет задачи только воспитывать, как и нет задачи воспитать. Родительство — про пример, про любовь, про желание помочь близкому человеку сформироваться. Третий подход к детям проявляется у людей, которые выбрали взаимодействие с детьми в качестве профессии. Далеко не каждый родитель является педагогом или просветителем. Это уже призвание — то, без чего конкретный взрослый человек не может жить, то, в чём он видит свое предназначение и свою миссию, а именно — в формировании будущего поколения.


— Как, на Ваш взгляд, сочетается процесс воспитания
с юмором, и можно ли к нему так относиться?

— Безусловно, юмор можно рассматривать как одну из важных составляющих воспитания.

Очень важно для взрослого человека обладать юмором, благодаря которому он не теряет свою «детскость».

Юмор — это всегда возможность подвергнуть окружающий мир проверке, смеяться над чем-то и отдавать себе отчет, мол, «не всё так страшно или так серьезно!». Это касается не только воспитания детей, но и в принципе полезного для жизни качества, а именно — наличие способности к самоиронии.


— Разговор и язык общения с ребёнком — каким он должен быть? Должен ли взрослый человек говорить на своём языке и общаться так с детьми, приучая их к «своему» языку? Или это должен быть некий совместно созданный
и выработанный с ребёнком язык?

— Смотрите, какая аналогия сразу же приходит на ум: когда мы говорим с иностранцами, мы стараемся общаться на знакомом им языке. Говоря о детском языке, нужно отдавать себе отчет, что он не сводится к «мася-сяся». Очень важно учитывать возраст ребёнка, объем познаний, которыми он обладает. Нельзя 5-летнему малышу рассказать про бином Ньютона, или можно, но опираясь на те знания, которыми он уже обладает. Это такой же навык, как и владение любым инструментом. Общение с детьми походит на умение кататься на велосипеде или коньках: тебе будет проще общаться с детьми, если ты постоянно с ними в контакте, практикуешь этот навык. Людям, которые не «включены» в общение с младшим поколением, будет гораздо сложнее.


— Согласны ли Вы, что основное образование дети получают в школе, а всё остальное дополнительное образование — лишь надстраивается над школьным фундаментом?

— Всё зависит от учителя и его личности. Мы мечтаем о том, что учителями будут «высокие красивые смуглые блондины», которые всё понимают и знают, умеют ловко подвести детей к главной мысли. Советские и постсоветские учителя хорошо объясняют материал, и всё равно есть дети, которые хронически не успевают понять или усвоить какую-то тему. И понятно, что педагоги идут в этом случае дальше, несмотря на увеличивающийся разрыв в понимании нового материала у «авангарда» и той части класса, что поняла тему не до конца.

Плавность, подведение ребёнка к знанию и умение создать ощущение того, что ученик сам только что придумал или что-то открыл — именно в этом и есть великое призвание учителя.

При таком подходе каждый ребёнок будет сам, постепенно и плавно, получать знания, которые необходимы и которыми уже обладает учитель.


— Как у Вас выстраивается отношение со школой
и школьным образованием?

— У меня со словом «образование» очень странные отношения. У меня нет высшего образования, на что многие обращают внимание, соответственно, я не очень разделяю высшее и житейское образование. Больше учусь, когда вижу что-то интересное вокруг себя, то, в чём я заинтересована. Любые знания, в которых ты заинтересован, впитываются в тебя на все 100%. Знание, которое ты получаешь в жизни по своему желанию гораздо важнее, так как его можно «присвоить» и использовать.


— У нас есть олимпиада для старшеклассников — чемпионат сочинений «Своими словами», состоящий
из разных направлений: гуманитарных наук, инженерных, естественно-научных и др. В рамках этих направлений участники пишут сочинение на интересующие их темы
в любом стиле, проявляя своё нешаблонное мышление
и креативность. Если бы Вы писали сочинение — какое направление бы выбрали, на какую тему написали?

— Не думаю, что я смогла бы участвовать в вашем Чемпионате сочинений, так как у меня уже есть две социальные сети — Facebook и Instagram — в которых я пишу свои посты своими словами. На олимпиаду я, кажется, опоздала, но я люблю писать, выписывать — особенно от руки. Когда пишешь текст ручкой или карандашом, он лучше воспринимается и запоминается.

Каждый человек в своё время и в своём моменте чувствует себя и воспринимает окружающую действительность по-разному. В этом и есть кайф вашего чемпионата — в самопроявлении и в возможности не смотреть на то, что написала бы Лазарева или Пушкин. Это вообще не важно! Важно научиться проявлять себя. При этом, если ты делаешь это грамотно и используешь всего несколько предложений — это круто!

В иностранной системе образования очень важным считается умение выражать мысли своими словами. Например, моя 14-летняя дочка, которая учится в английской школе, получила недавно рекомендацию о том, на что ей стоит обратить внимание при написании эссе. Поэтому ваш проект, с точки зрения мирового образования, находится в международном тренде, и этим совершенно прекрасен.