текст дениса сметанина
Юрий Сапрыкин: «Помочь людям узнать себя в текстах классиков»
«Герой нашего времени», «Война и мир» и другие классические литературные произведения изучают во всех российских школах. Некоторые возвращаются к классике в студенческие годы, но порой она остается непонятой до конца своими читателями.

В последние годы появляется всё больше просветительских проектов, посвящённых классической литературе. Их аудитория порой превышает десятки тысяч подписчиков. Один из таких проектов — «Полка», посвящённый русской литературе.

Почему спрос на классику растёт? Что отражает литературный канон в наше время и как он «живёт» в контексте современности? На эти и другие вопросы нам ответил журналист, основатель «Полки» Юрий Сапрыкин.
Юрий сапрыкин
— Какой спрос у современной аудитории на просветительские проекты, подобные «Полке»?
—  Этот спрос измерить довольно сложно. По любым медийным метрикам любой просветительский проект проигрывает хорошему новостному сайту, громким журналистским расследованиям или аккаунтам звезд в инстаграме. Но наверно, успех просветительских проектов измеряется по другому критерию: если они в принципе появляются и развиваются, и их становится всё больше, значит, они кому-то нужны, они отвечают некоему массовому запросу. Я бы определил его так — людям, даже не получившим специализированного образования, требуются навыки ориентирования и навигации в культуре, в гуманитарных науках, в современном научном знании вообще.

Мне кажется, хорошая «оффлайновая» модель для подобных проектов — это музеи. В хорошем музее обязательно есть образовательная программа, любой современный активный хороший музей обязательно берет на себя функции медиа, а ещё в музее есть экскурсовод, и это тоже важная фигура. Что такое экскурсовод? Это человек, который проведёт тебя по залам, объяснит, что можно увидеть в картинах, что значат тот или иной цвет и деталь, какая за этими произведениями стоит история, какие между ними выстраиваются связи.
Мне кажется, любой хороший просветительский проект в России за последние 10 лет реализует те же функции, что и современный музей: это немножко медиа, обязательно образовательная программа, и за всем этим стоит фигура воображаемого экскурсовода, который доброжелательно с тобой разговаривает, помогает понять какие-то высокие материи, и вообще — снимает барьер почтительного страха перед высокой культурой или сложной наукой.
— «Полка» достаточно активно продвигает «новый» литературный канон среди читателей. С какой целью и как бы Вы описали идеального адресата проекта?
—  В идеале мы хотели бы говорить со всеми, но в реальности у подобного проекта есть две потенциальные аудитории. Школьники, которым нужно что-то быстро прочитать, чтобы написать сочинение или ответить на уроке. Они преследуют довольно прагматические цели, и на то, чтобы помочь им добиться этих целей, работает огромная индустрия — сайты с краткими пересказами книг, сборники готовых сочинений, тесты для подготовки к ЕГЭ и так далее. Вся эта индустрия помогает развивать, как говорится в названии известной книги, «искусство рассуждать о книгах, которых вы не читали». Честно говоря, нам не хотелось бы что-то делать на этом поле — было бы крайне неловко выступать в роли людей, которые помогают школьникам не читать Толстого.

А вторая возможная, и может быть, даже более, благодарная аудитория — это взрослые, которым уже не нужно обязательно прочитать (или сделать вид, что прочитали) «Войну и мир» за две недели, у них уже есть некий жизненный опыт, в какой-то момент у них возникает желание вернуться к той самой классике, которую мы изучаем в школе, и понять наконец, что это за книги и почему они так необходимы для жизни.
И мы хотели бы думать, что мы для таких людей можем стать экскурсоводами, которые проведут читателей через эти книги, ответят на их вопросы, помогут очистить свой опыт чтения от упрощённых «школьных» интерпретаций и прочитать классические тексты по-новому, увидеть их с неожиданной стороны.
Наверное, идеальный читатель «Полки» — человек около 30, интересующийся чтением, и по каким-то своим внутренним причинам решивший перечитать Толстого, или Чехова, или Набокова вместо нового сезона очередного сериала. Это не значит, что мы не можем быть полезны школьникам — мы знаем, что многие пользуются «Полкой» и она им прекрасно помогает, или что мы никогда ничего больше сделаем для школьников: обязательно сделаем. Но всё же мы стараемся выставить планку чуть выше.
— Продвижение классической литературы и некой культуры с ней связанной — это попытка встроить её в современный контекст? Если «да», то зачем это делать?
— Мы совершенно не стремимся как-то специально сделать классику современной. Вообще, это первая мысль, которая приходит в голову популяризаторам классики — давайте переоденем Пушкина в хипстера, пусть Гоголь читает рэп, а ещё нужно перерисовать «Войну и мир» в комиксы. И нам тоже, когда «Полка» запускалась, что-то подобное предлагали. Но мне кажется, комикс по «Войне и миру» — это путь в никуда: от него сложно прийти собственно к «Войне и миру», да и наверняка у человека, любящего комиксы, есть много гораздо более увлекательных, чем этот.

Единственный путь актуализации, который существует для классики — это как-то наложить тексты на то, что происходит с нами сегодня. Помочь людям узнать себя в этих текстах. Ну и в идеале, ещё и помочь получить удовольствие от слога. Всё-таки хороший текст — это категория более-менее объективная, и ты до определенного момента можешь считывать лишь то, о чём это написано, но когда ты начинаешь понимать, как это написано — вот тут начинается самое интересное.
Потом, вокруг этих текстов существует множество увлекательных историй: как они появились на свет, что происходило с автором в этот момент, из каких дискуссий, конфликтов, споров они выросли?
Ну и ещё раз повторю: классические тексты, несмотря на их местами архаичный язык и малопонятные детали — это тексты, которые всегда легко приложить к собственному опыту. Вот самый простой, отчасти даже комический пример: существует довольно популярный телеграм-канал «Лев Толстой. Лайфстайл», 35 тысяч подписчиков, это не шутки, и он целиком состоит из рандомно выбранных цитат из дневников Льва Николаевича. Вот что это такое — «литературное наследие»? Нет, это тексты, в которых очень легко узнать себя. Их пишет человек, который мучается от того, что он не идеален, он постоянно ставит перед собой какие-то цели, и не достигает их, и мучается оттого, что не достигает, страдает прокрастинацией, впадает в тоску или вдруг испытывает ничем не объяснимую радость. Это прекрасно понятные и знакомые всем нам чувства — а ещё о них говорится предельно лаконичным и небанальным языком. И в этом канале Толстого никто специально не «актуализировал», не перекладывал на язык комикса или хип-хопа, он именно в своей оригинальной форме начинает звучать современно и актуально. Превращается в живого интересного собеседника, с которым ты находишься в постоянном диалоге.
— В одном из интервью, где рассказывали об основании проекта, Вы сказали: новый литературный канон, который был сформирован «Полкой», создан через опрос литературоведов и людей, обладающих экспертным, авторитетным мнением. Но наверняка не все согласятся с этим каноном. Подлежит ли канон изменению, есть ли у читателей возможность обратной связи?
— Я не соглашусь с формулировкой «новый литературный канон». И у нас не было задачи его сформировать. Любой подобный рейтинг это игра, и у нашей игры были простые понятные правила. Мы опросили несколько десятков профессионалов в области литературы, какие произведения на русском языке им кажутся самыми важными и значительными, начислили текстам по баллу за каждое упоминание, и выбрали 108 книг, которые получили наибольшее количество упоминаний. Это не новый и не старый канон, а скорее моментальный снимок сегодняшних представлений о нем. Он во многом случаен, зависит от сегодняшних умонастроений, издательской активности, работы тех или иных литературных институций, может быть, даже от настроения наших экспертов. Наверняка через 10 лет — или при любом другом составе экспертов — он точно будет другим.
Канон это не скрижаль, спущенная на нас с небес, непроницаемый чёрный куб, который прилетел из космоса и теперь ему надо всячески поклоняться. Канон величина случайная, изменчивая и сложившаяся исторически.
Есть несколько прекрасных статей Михаила Павловца о том, какую роль в формировании этого канона играла школьная программа. Которая тоже, в свою очередь, неоднократно менялась. Например, «Война и мир» появляется в школе в начале 1940-х, прежде всего как патриотический роман, рассказывающий о народной войне. А раньше на этом месте была «Анна Каренина», которая в этот момент из обязательной школьной программы исчезает.
— Есть аудитория школьников, которая заходит к вам на сайт и готовится с его помощью к итоговому сочинению. Для современных школьников, мне кажется, чтение лонгридов даётся тяжеловато. Какие материалы «Полки» вызывают наибольший интерес у школьников?
—  Я заранее соглашусь с Вами в том, что для школьников наши материалы могут быть тяжеловаты по объёму, языку и структуре. Мы всё время держим в голове идею такой облегченной версии «Полки», адаптированной под школьную программу и её потребности. Мы вообще не особенно рассчитывали на школьников на стадии запуска, но чем-то «Полка» привлекает и их. Что вызывает наибольший интерес? Наверное, статьи о книгах, которые как раз входят в школьную программу или в круг массового школьного чтения — от «Слова о полку Игореве» до «Мастера и Маргариты».
— Вы — философ по образованию и занимались многими вещами, от журналистики и музыкальной критики до руководства просветительским проектом. В нашем Чемпионате есть 9 направлений: художественное, гуманитарное, естественнонаучное и другие. На какую тему и в рамках какого направления Вам было бы интересно написать сочинение в рамках чемпионата «Своими словами» сегодня и почему?
— Мне было бы интересно написать сочинение о внимании. Очень многие вещи, которые происходят в медиа и в нашей жизни, связаны с новой экономикой и экологией внимания. Окружающие нас информационные среды конкурируют сегодня даже в первую очередь за микросекунды человеческого внимания людей, любой ресурс, с которым мы имеем дело в сети, старается как можно быстрее забрать как можно больше нашего внимания и как можно дольше его не отпускать. У этого есть понятные экономические причины: чем больше мы проводим времени на том или ином ресурсе, тем больше нам успевают показать рекламы. И мне кажется, мы инстинктивно чувствуем, что нашим вниманием манипулируют, и отсюда вырастают самые разные вещи, от теорий заговора — дескать, правду от народа скрывают — до практик так называемой осознанности или диджитал детокса.

Читайте также