Игры ≠ игрушки. Зачем «взрослые» играют?
В любой игре есть процесс обучения, когда вас знакомят с управлением, правилами мира и показывают, как выполнять цели. Детство любого человека немного схоже по смыслу с этим процессом — ребёнок учится общаться со сверстниками, развлекать себя и изучает мир. Пока маленький человек ещё не приобрел навыки обучения, он выбирает наиболее легкий и приятный способ получения знаний — игру. Но чем мы старше, тем сложнее всё становится. Вместо игры в магазин нужно и правда ходить за продуктами, а игрушечный ноутбук превращается в настоящий с большим количеством задач и непрочитанных сообщений. И кажется, будто у взрослых совсем не остаётся времени для игр, но это не так.
У людей в процессе научно-технического прогресса появляется всё больше и больше свободного времени, которое нужно занимать. И люди выбирают игры. При этом всё чаще игры становятся сочетанием развлечения и обучения, например, в образовательных или даже банковских приложениях.
Егор Качалов,
продуктовый аналитик направления геймификации в Тинькофф
Одно из самых известных мировых СМИ, посвящнных игровой индустрии, оценило рынок видеоигр в 184,4 миллиарда долларов в 2022 году. Несмотря на то, что объём сократился по сравнению с предыдущим годом, цифры всё еще значительные. Разработчики компьютерных, консольных и мобильных игр развиваются с каждым годом и создают всё более реальные картинки, которые позволяют геймерам получить от игр то, чего им так не хватает в реальности.
Переключение
Переключение
Огромные потоки информации, страшные новости, тревога и всестороннее давление — то, что сопровождает нашу повседневную жизнь. Игры помогают окунуться в другую, нереальную атмосферу, чтобы хотя бы ненадолго забыть обо всех проблемах, которые будут поджидать за выключенным экраном ноутбука. И, даже если эта атмосфера напряжённая, а задача игрока — спасти весь мир, осознание «игры» помогает забывать о настоящем.
Игры — идеальный инструмент расслабления для меня. Я не то чтобы представляю себя персонажем игры, но в этот момент мой мозг не обрабатывает никаких других сигналов и тревог.
Кирилл Конев
коммерческий директор компании-лидера на рынке шоу дронов
Многие используют для этой цели социальные сети, но бездумное пролистывание коротких видео может только ухудшить состояние тревоги и усталости. Пользователь практически не контролирует тот контент, который попадает к нему через ленту, а длительное и однообразное раздражение нервных клеток приводит к тому, что мозг включает охранные механизмы, чтобы не допустить клеточного истощения. Таким образом, для полноценного восстановления работы клеток мозга будет требоваться больше времени.
Новые роли и эмоции
Новые роли и эмоции
В 2023 году сложно найти тему, по которой ещё не была сделана игра. То же самое с профессиями и даже животными. Виртуальный мир позволяет попробовать себя в роли, которую никогда не сможешь исполнить в реальной жизни (пусть даже это роль козла в Goat simulator), или просто не подходящей для тебя. Это безопасная с точки зрения психологии и жизненной рутины «игра в другого», которая даёт возможность лучше понять самого себя и дать волю своему воображению.
По данным исследования НАФИ (Национальное агентство финансовых исследований), 54% россиян считают, что геймеры становятся более агрессивными из-за видеоигр. Однако психолог Юлия Федотова не согласна с этим: «Компьютерные игры могут помочь приглушить негативные ощущения и выплеснуть агрессию. Кроме этого, ни одна игра не обходится без результатов — будь то гонки или сбор трёх конфет в один ряд. Положительные эмоции от выигранного матча или пройденного квеста — то, почему пользователи каждый день возвращаются в виртуальные миры. Несмотря на то, что игровой результат нереален, наш мозг воспринимает его по-настоящему».
Одними из лучших комплексных подходов к получению и эмоций, и ощущения новой роли являются игры с эффектом бабочки. Они построены таким образом, что есть основной сюжет, по которому продвигается персонаж (зачастую персонажи), но при этом игрок может делать собственный выбор и изменять ход игры. Разработчики тратят всё больше и больше времени на продумывание отличающихся друг от друга вилок сюжета, для того чтобы даже мельчайшее решение игрока (например, выбор кружки определённого цвета) повлияло на то, случится апокалипсис или нет.
Опыт и общение
Опыт и общение
Многие компьютерные игры приближены к «правилам» обычного мира — нужно улучшать профессиональные навыки, восстанавливать своё здоровье и даже строить дом. Игровой опыт, может, и не расскажет, как чинить кран, но поможет развить самые неожиданные soft skills.
У меня большой киберспортивный опыт — я играю уже больше 15 лет, а когда ещё учился в школе, мы с командой даже занимали какие-то высокие места в соревнованиях. Я считаю, что этот опыт очень позитивно сказался на моём абстрактном и пространственном мышлении, скорости реакции и принятия решений.
Кирилл Конев
коммерческий директор компании-лидера на рынке шоу дронов
В многопользовательских играх (даже в Among us) прокачиваются навыки коммуникации — нужно в онлайн-формате разрабатывать план вместе с командой и корректно распределять навыки и умения каждого для победы. Кроме того, произвольный набор в команды позволяет знакомиться и общаться с геймерами со всего света.
К сожалению, мне очень сложно оторваться от компьютера, поэтому я стараюсь даже не начинать играть в несоциальном формате. У нас с друзьями целая культура, когда мы играем по несколько часов. Это даёт нам возможность общаться и видеться даже с учётом того, что сейчас мы все находимся в разных странах.
Кирилл Конев
коммерческий директор компании-лидера на рынке шоу дронов
Идеальный вариант — когда игра развивает и общение, и навыки. Хороший пример — Minecraft. Кубический мир позволяет не только совместно проходить квесты, но и строить целые вселенные. Некоторые даже умудрились сделать игру своей профессией. Флориан Функе, студент из Нидерландов, создал собственную компанию, которая занимается созданием карт и виртуальных помещений для разных целей. Таким образом, Флориан собрал команду друзей, чтобы строить летающие замки, а теперь руководит компанией, которая сотрудничает с Microsoft и YouTube.
В этой статье мы разобрали только компьютерные игры, но «взрослые» играют и в другие. Например, в своей книге «Игры, в которые играют люди» психолог и психиатр Эрик Берн даёт определяет игры как серию межличностных коммуникаций, содержащий скрытый замысел или подвох. Автор предлагает свою психологическую теорию, исходя из которой каждый из нас всегда существует в одном из внутренних состояний: Родитель, Взрослый и Ребёнок. И в любом из них он играет, пытаясь добиться своего через хитрость, зачастую не осознавая этого. В эти игры, в отличие от компьютерных, играют все люди планеты, а последствия не так очевидны — от богатства и успеха до больничной палаты.
Главное — чтобы любая игра оставалась лишь одним из инструментов для расслабления. Как только геймеры начинают заменять игрой реальный мир — это может стать поводом для обращения к специалисту.
Юлия Федотова,
действующий член Профессиональной психотерапевтической лиги
Список литературы:
Список литературы: