ТЕКСТ АРИНЫ ПЕТРОВОЙ
Задание на внимательное прочтение материала
Светлана Жукова провела вебинар, посвящённый разбору второго задания отборочного этапа чемпионата
30 января на странице Всероссийского чемпионата сочинений «Своими словами» ВКонтакте прошёл вебинар «Разговор с текстом», во время которого заместитель председателя экспертной комиссии Светлана Жукова разобрала второе задание мультимедийного теста — именно его формат вызвал у участников больше всего вопросов на отборочном этапе.

Светлана рассказала участникам о том, что проверялось на первом этапе Чемпионата и как стоило подойти к решению заданий, а также поделилась секретом того, как увидеть личность автора за текстом.
Источник фото: pixabay
«Мы не проверяли знание школьной программы и теоретического материала. Вместо этого нам были интересны навык работы с текстом и способность размышлять, а если ещё точнее — функциональную грамотность.
Функциональная грамотность — это совокупность умений читать и писать для использования в повседневной жизни и удовлетворения житейских проблем.
В самом определении этого понятия заложена связь с реальностью. Не со знаниями, а со способностью обрабатывать информацию, представленную в разных формах, и правильно применять её в повседневной жизни. Именно на проверку этих навыков, которые проверить не так просто, были направлены все задания первого тура.
Конкретно второе задание было сформулировано по-олимпиадному просто: «Посмотрите видео, прочитайте рецензии на него и выполните задания». Однако чтобы выполнить их, нужно было смотреть на видео и тексты чуть внимательней, чем мы привыкли, под другим углом. Это задание не на субъективное восприятие, а на внимательное прочтение материала.
Сначала участникам было предложено поработать с художественным произведением — это сложная система образов, идей, смыслов, подлежащих расшифровке, пониманию и интерпретации в процессе восприятия. То есть, по сути, художественное произведение кодирует определённую информацию и соответственным образом нам нужно его декодировать. Это и пытались сделать рецензенты, каждый по-своему, а вслед за ними — все участники Чемпионата»

Используя схему Р. О. Якобсона, Светлана объяснила, как расшифровать подобные тексты, отметив, что особенно важен в этом деле общий код. Понимание этого кода — разных общечеловеческих знаний, культурного и исторического контекста, произведений, кейсов, авторов, историй (одним словом, всего, из чего состоит окружающий нас мир) — помогает нам декодировать их. Чем больше знаешь, тем шире твои интерпретативные возможности.
Источник фото: вебинар, посвящённый разбору второго задания отборочного этапа чемпионата
Также ключевым является умение видеть мелкие детали и замечать когнитивные искажения, в том числе собственные. Цепляясь за конкретные слова и выражения, отмечая тон повествования, выделяя основные категории, мы можем проследить ход мысли, представить, что для каждого из авторов важно, чем они интересуются, и даже чем они живут — именно об этом тексты рецензентов рассказывают читателям.
Конкретные примеры Светлана разобрала на вебинаре. Запись трансляции доступна на нашей странице ВКонтакте. 6 февраля в 15:00 там же пройдет вебинар с разборами заданий №1 и №3 отборочного этапа. Следите за обновлениями! :)
Каждый год формат заданий будет меняться. Подготовиться к следующему сезону «Своими словами» по этому вебинару невозможно, но послушать о том, что мы проверяем, очень важно для всех, кто планирует участвовать в Чемпионате сочинений в будущем. Не менее важен вебинар и для тех, кто прошёл на следующий этап.