ТЕКСТ АННЫ ОПЫХТИНОЙ
«Защита от тёмных финансовых искусств»
Почему мы не умеем обращаться с деньгами и когда появятся курсы финграмотности в школах?

Финансовые пирамиды не закончили своё существование в 90-х. Только за 2019 год Центробанк раскрыл 237 таких организаций. Они рекламируют проекты, привлекают инвестиции, но не реализуют ни одного предложения. Организаторы остаются в выигрыше, а вкладчики теряют деньги. Почему так происходит?
Источник фото:
o-Sebe.com
Казалось бы, банки и государственные органы предупреждают, как распознать мошенников, и просят не доверять фирмам, которые обещают золотые горы с нулевыми рисками. Но мошеннические организации продолжают появляться. По данным газеты «Ведомости», каждые 7 часов ущерб от пирамид составляет минимум миллион рублей.

Проблему решить можно. Например, повысить уровень финансовой грамотности населения.

Это совокупность разнообразных навыков и знаний, которые могут помочь людям разобраться, как рационально планировать семейный бюджет, как рассчитывать проценты по вкладам и кредитам, как платить налоги. В России, согласно исследованию Global Financial Literacy Excellence Center, только 38% взрослых справляются с такими задачами. Такие же показатели у Объединённых Арабских Эмиратов, Камеруна, Кении и Беларуси.
Чтобы разобраться, от чего зависит уровень финансовой грамотности населения и как его можно повысить, «Своими Словами» поговорили с Антом Табахом, кандидатом экономических наук и научным руководителем проектов по финансовой грамотности «ЖИЛФИН» и «ФИНШОК».

— Человечество давно использует деньги. Почему же финансовая неграмотность вообще существует?
— Это продукт сразу нескольких явлений. Во-первых, мир стал более нестабилен, цены в том числе. У нас, например, после недавней фоновой инфляции они достаточно предсказуемы, но нет роста экономики и доходов, которые раньше компенсировали рост цен. Во-вторых, прижимистость не является национальной чертой. В-третьих, продавцы финансовых услуг становятся всё более продвинутыми. Если говорить в терминологии «Гарри Поттера», они применяют всё более сильные заклинания, которыми целевая аудитория владеет плохо, поэтому требуется ускоренный курс защиты от тёмных финансовых искусств. И наконец, чем сложнее общество, тем выше потребность в финансовых продуктах. Соответственно, выше и требования к финансовой грамотности. Но знаний часто не хватает, ещё хуже с навыками и совсем плохо с их применением.
— Почему знания не получается применять на практике?
— Один из факторов связан с тем, что продвижение финансовой грамотности успешно только в школах и вузах. Конечно, полезно обучать ребят тому, что сбережения лучше кредитов, но эффект от этого образования мы увидим нескоро. Кредитную карту школьник оформит лет через пять, а кредит — через 7−10.

Работа со взрослыми идёт хуже всего, ведь под соусом финансовой грамотности часто подаётся откровенная реклама финансовых продуктов. Кроме того, если школьники и даже студенты могут собраться и хотя бы выслушать тебя, то до взрослых сложно донести какую-то информацию.

Работает и психологический эффект Даннинга-Крюгера. Люди, которые наименее подготовлены, часто считают себя самыми умными.
Источник фото: HaBr.com
— Связана финансовая грамотность населения с уровнем доходов?
— В целом, некоторая зависимость есть: при прочих равных у более состоятельных людей обычно выше уровень финансовой грамотности. Но есть и любопытные примеры. Например, в США население показывает не самое разумное финансовое поведение, но активно участвует в фондовом рынке. В России женщины часто более финансово грамотные, потому что нередко ведут семейный бюджет. Но в то же время именно одинокие женщины с детьми более закредитованные.
— Как в других странах повышают уровень финансовой грамотности и применим ли их опыт к российской ситуации?
— В Южной Африке ввели обязательное консультирование при выдаче ипотеки. Во время экспериментального периода банки заметили, что после таких консультаций уровень просрочки по ипотечным кредитам резко падает. А в Австралии есть хорошие мобильные приложения, которые спонсируются обществом и помогают учитывать расходы. Ими люди активно пользуются.

В целом наши программы основываются на наработках зарубежных коллег. Интересный опыт есть у Новой Зеландии, США, Бразилии. Однако заимствовать можно далеко не всё, так как в нашей стране культура финансового потребления и рынок довольно специфичны.


Этим летом Центробанк объявил, что с 2022 года даже ученики начальной школы будут изучать финансовую грамотность. Её элементы появятся на уроках математики и окружающего мира.

Школьники 5−9 классов также будут знакомиться с экономическими понятиями на занятиях по обществознанию и географии.
О том, как будут функционировать нововведения, мы поговорили с преподавателем истории экономики и экономической мысли в Лицее НИУ ВШЭ Русланом Хаиткуловым.

— Как Вам кажется, эффективно ли внедрять элементы финансовой грамотности в школьную программу?
— Здесь нужно различать две вещи. Первая — сам замысел. Повышать уровень финансовой грамотности — благая идея, потому что в нашей стране он оставляет желать лучшего. Вторая — это реализация этого замысла. Пока проект не начали внедрять, сложно судить, насколько эффективным он будет.

Когда мы говорим про обязательные элементы программы, а не факультативы в трёх школах, то имеем в виду нововведения для всей России. Школы в деревнях или небольших городах иногда испытывают сложности, даже когда осваивают обычную программу. В школе крупного города обществознание тоже может сводиться к заучиванию шаблонных фраз из учебника. Поэтому есть риск, что финансовую грамотность будут доносить хуже, чем это изначально задумывается Банком России.

Но мне кажется, будет неплохо, если на математике школьникам будут объяснять, что такое сложные проценты и как они начисляются.
— Школьники — неплатежеспособная аудитория. Зачем им изучать финансовую грамотность?
Взрослых гораздо сложнее обучить. Захотят ли люди, которые уже давно работают, пойти на курсы финансовой грамотности? Скорее всего, нет. Если с ранних лет учить людей планировать бюджет, есть шанс, что после окончания школы они будут принимать более взвешенные решения. Тем более, что возраст принятия финансовых решений снижается. Например, Сбербанк планирует выдавать ипотеку с 18 лет.
— Что нового будет в программах по математике и обществознанию?
Если кратко, то финансовая грамотность — это про практические навыки.

В начальной школе это могут быть задания на элементарное сравнение и сопоставление. Например, «отделите базовые покупки от второстепенных», «объясните, почему еда важнее нового платья», «сопоставьте количество покупок с позициями в чеке и определите, не обманули ли вас». В средней школе из программы обществознания могут убрать теоретические концепции и заменить на те, которые можно применить в повседневной жизни. Например, не абстрактно про деньги, а конкретно про причины инфляции, почему нельзя просто напечатать много денег. Или почему после ограничений на импорт иностранной продукции мы получаем дорогой пармезан из пальмового масла.


Как быть учащимся старших классов уже сейчас, пока о финансах и инвестициях не рассказывают на уроках математики? О том, как устроены уроки финансовой грамотности в других странах и с чего стоит начать самообразование в этом вопросе школьникам, мы поговорим совсем скоро! Следите за обновлениями на сайте «Своими Словами».